Наталья Езжалова
Занятие с детьми с нарушениями речи на тему «Моя страна. Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта ОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Моя страна. Мой город»
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учитель -логопед: Езжалова Наталья Николаевна
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие.
Тема НОД: «Мой город. Моя страна».
Публикация «Занятие с детьми с нарушениями речи на тему „Моя страна, Мой город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мой родной город. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: закрепить знания детей о своей стране России и о своём родном городе и уметь использовать эти знания в свободном речевом общении.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Уточнять и расширять представления о России, её значении для каждого ребёнка; закрепление слов, символизирующих нашу страну.
2. Совершенствовать знания детей о родном городе.
3. Упражнять в подборе прилагательных, в словообразовании, в назывании слов «неприятелей»(антонимов,расширять словарный запас.
4. Учить детей делит слова на слоги.
5. Познакомить детей с элементами тайнописи (с помощью свечи).
Коррекционно -развивающие:
1. Развивать связную речь детей.
2. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую моторику.
3. Формировать навыки самоконтроля.
4. Развивать познавательную активность в течение образовательной деятельности, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.
5. Учить детей устанавливать причино – следственные связи.
6. Обогащать словарный запас детей.
Коррекционно -воспитательные:
1. Воспитывать у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну и свой родной город.
2. Воспитывать интерес к своей стране и своему городу, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
3. Продолжать воспитывать умение детей работать сообща.
4. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и друг к другу.
Планируемые результаты: дети знают, в какой стране они живут, ориентируются на глобусе, имеют представления о символике России; имеют представления о своём родном городе, могут рассказать о том, что есть в их городе; дети владеют навыками словообразования, подбирают прилагательные, называют антонимы, умеют делить слова на слоги, могут говорить предложениями.
Организация пространства :
-глобус;
-картинки-открытки с видами родного города;
-символика России;
-послание от инопланетянина;
-искусственные цветы по количеству детей;
-ваза;
-мяч;
-мультимедийный проектор;
-краски;
-широкие кисти;
-листы бумаги;
-материал для рефлексии (два зонтика);
Основные понятия темы: глобус, модель Земли, Россия, флаг, герб, гимн, столица, президент, город Шебекино, улица, дом, житель другой планеты (пришелец, летающая тарелка
Подготовительная работа: рассматривание глобуса, определение границ России; знакомство с символикой России, рассматривание открыток и фотографий с видами города Шебекино, называние домашнего адреса
Технология изучения указанной темы
№ Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1 Организационный этап
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!»друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем : «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
Ладошки-вверх (ладошки поворачиваем «вверх»,
Ладошки –вниз (ладошки поворачиваем «вниз»,
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики).
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки «вверх»)
И «здравствуйте» сказали.
Дети становятся в круг.
Дети повторяют движения руками вслед за педагогом.
Дети здороваются. 1 мин.
2 Мотивационно- ориентировочный этап
- Ребята, вчера вечером мне удалось снять на видео нечто интересное в небе. Хотите посмотреть? (Демонстрация видео (летит «космическая тарелка»)
-И совершенно неожиданно прямо с неба прямо на снег упала вот эта звёздочка.
- Ой, ребята, да это не просто звёздочка, здесь что-то есть. Здесь послание. Давайте посмотрим.
Педагог берёт послание -звездочку и читает послание
(изображение пришельца и текст)
-Дорогие ребята, я житель другой планеты. Меня зовут Ирсик. Путешествую по миру. Пролетаю над планетой Земля. Я боюсь запутаться и потеряться среди множества стран и городов. Я пролетаю над вашей страной и над вашим городом. Но как называются страна и город, я совершенно не знаю. Помогите мне пожалуйста.
Дети находятся вокруг педагога и рассматривают звёздочку- послание
2 мин
3 Проблемно-
поисковый этап
-Ребята, вы сможете помочь Ирсику?
-Ребята, а как же вы это сделаете?
- Я хочу предложить вам вот такой схематический план.
Педагог показывает детям план- схему.
План.
1. Рассмотреть глобус (модель Земли, определить границы нашей страны – России.
2. Рассмотреть и рассказать о флаге, гербе. гимне, столице, президенте России.
3. Показать фото города Шебекино и рассказать, какой наш город.
4. Рассказать о том, какие общественные места есть в нашем городе и что может вдруг пригодиться пришельцу.
5. Рассказать о том, какие улицы бывают и названия каких улиц есть в нашем городе.
6. Рассказать, какие бывают дома.
-Ребята, чтобы Ирсик всё увидел и услышал, я включу сейчас видеозапись, и мы после сможем отправить ему послание. Дети: Да, мы сможем помочь.
Дети: Мы постараемся показать и рассказать о нашей стране и о нашем городе.
Дети предлагают отправить пришельцу послание. 2 мин.
4 Практический
этап
-Дети, вы знаете, что это такое (педагог показывает глобус)
-На глобусе много разных стран, морей, океанов, гор. А как называется страна, в которой живём мы?
-Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия.
-Как и у каждой страны мира, у России есть отличительные символы. Какие символы России вы знаете (педагог открывает коробку, в которой находятся предметы символики нашей страны и показывает детям)
- Ребята, я вам хочу предложить проговорить слова, обозначающие символы нашей страны, и поделить их на слоги (прохлопать). Так пришелец с другой планеты лучще запомнит всё, что связано с Россией.
Россия-это наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом. Дом, где живут близкие, родственники, семья. Наш с вами дом- Белгородская область, а именно какой город?
Педагог демонстрирует на экране фото с видами Шебекино. Дети берут в руки цветочки. Рядом стоит ваза.
-Ребята, давайте соберём в вазу букет красивых слов о нашем городе Шебекино. Вы возьмёте каждый по цветочку, выберете себе открытку с изображением вида города Шебекино и назовёте каждый слово- какой же город? И поставите цветочек в вазу.
Дидактическая речевая игра по подбору прилагательных «Букет красивых слов»
- Ребята, посмотрите, сколько хороших и добрых слова мы сказали о нашем городе. У нас получился букет красивых слов.
Педагог с детьми проходят на ковёр. Здесь же разложены картинки с изображением общественных мест.
-Ребята, скажите, а какие общественные места есть в нашем городе? -Так, давайте, ребята, вы расскажете и покажете, что же есть в нашем городе и для чего это нужно.
Дети берут картинки с изображениями аптеки, библиотеки, школы, поликлиники, почты, парикмахерской, кинотеатра, ателье.
Дидактическая игра по картинкам «Расскажи про свой город».
ФИЗМИНУТКА «Земля –наш общий дом»
Вот Земля – наш общий дом.
Много есть соседей в нём.
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы.
И, конечно, я и ты.
-Какой замечательный у нас город. Есть и школы, и детские сады, парки. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Ребята, вы согласны со мной?
- А когда мы будем гулять по городу, мы, конечно, будем ходим по разным улицам города. Мы все живём на разных улица города Шебекино. Я живу на улице Московская. Ребята, а вы? Вы сможете назвать улицу, на которой каждый из вас живёт?
Речевое упражнение «Назови улицу, на которой ты живёшь»
- А какие ещё улицы города Шебекино вы знаете?
Улицы действительно бывают разными по названию. А ещё они обозначаются разными словами. Поиграем в игру с мячом
«Наоборот».
Игра на называние противоположных по значению слов
(антонимов) с мячом.
Длинная улица -…., узкая улица -…., чистая улица -…., старинная улица-…., зимняя улица-….
-На разных улицах всегда есть разные что?
- Правильно, дома. Они могут быть разными. Посмотрите.
На экране изображения домов из разного материала (кирпичный, деревянный, каменный, панельный, соломенный, ледяной)
-Ребята, дом из кирпича-…., из дерева-,из камня-,из панелей-, из соломы., изо льда-….
Дидактическая игра «Какой дом»(на словообразование)
- Ребята, а ещё я хочу вам предложить передать Ирсику подарки от вас, которые вы сделаете своими руками. Сейчас вы закрасите красками белые листы бумаги, на которых ничего нет. А потом мы посмотрим, что же получится. Возможно, на ваших листы бумаги волшебным образом что – то появится. Вы хотите посмотреть, что же получится? Вам интересно? Тогда скорее приступайте, закрашивайте свои листы бумаги.
Педагог раздаёт детям чистые белые листы бумаги и просит закрасить листы любой краской.
Применение тайнописи (с помощи свечи).
- На листах волшебным образом у вас проявились буквы. Вы знаете эти буквы?
- Мы отправим ваши подарки Ирсику, и он тоже познакомится с этими буквами.
- Ребята, я заканчиваю съёмку. Теперь, просмотрев наше послание, Ирсик всё увидит и узнает.
Дети: Это глобус- модель Земли.
Дети: Мы живём в стране, которая называется Россия.
Каждый ребёнок обводит пальцем границы России на глобусе.
Дети: Россия имеет свой флаг, герб, гимн. Столица России- город Москва. В России есть свой президент. В столице нашей страны в городе Москве есть Кремль
Дети делят на слоги
(прохлопывают) следующие слова: флаг, столица, Москва, гимн, герб, президент.
.
Дети: Город Шебекино.
Каждый ребёнок берёт цветочек в руки с видом города Шебекино и подбирают слова – прилагательные, начиная своё предложение словами: «Мой город Шебекино (какой)» (просматривая фото на экране)
Дети: В нашем городе Шебекино есть магазины, аптеки, поликлиники, парикмахерские.
Дети рассказывают каждый по своей картинке, что есть у нас в городе и для чего это предназначено.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети:Да.
Дети называют улицу, на которой они живут.
Дети называют улицы.
Дети: Короткая улица, широкая улица, грязная улица, современная улица, летняя улица
Дети: Дома.
Дети смотрят на картинки на экране и отвечают.
Дети: Кирпичный, деревянный, каменный, панельный, соломенный, ледяной.
Дети: Да, хотим.
Дети закрашивают красками с помощью широкой кисти листы бумаги и на них проявляются написанные предварительно
(свечкой) гласные буквы А, У, И.
Дети: Да, знаем. Это гласные буквы А, И, У. 13 мин
5 Рефлексивно-оценочный этап -Ребята, как вы думаете, помогли вы Ирсику?
- Скажите, а как вы помогли?
Педагог с детьми просматривают план-схему, по которому строилась работа.
Педагог вместе с детьми анализирует выполнение плана и решение проблемы.
-Очень хорошо, ребята, что вы смогли оказать помощь жителю другой планеты. Вы молодцы!
Рефлексия «Зонтики».
-Посмотрите, у меня есть два зонтика.
Педагог раскрывает два зонтика (один – чёрный, другой- цветной).
- Ребята, посмотрите, какие это зонтики?
- Если кто считает, что он справился, сумел рассказать о своей стране, о своём городе и у него всё получилось, было интересно, весело и занимательно, спрячьтесь под ярким цветным зонтиком. А, если кто думает, что у него не получилось, было трудно, волнительно, и он не смог помочь пришельцу, станет под чёрный зонтик.
Дети: Да, помогли.
Дети отвечают: чёрный и цветной.
Дети становятся под соответствующим зонтиком и объясняют свой выбор. 2 мин
6 Последующая работа. -Ребята, наша встреча подошла к концу. Вместе с воспитателем нарисуйте рисунки города Шебекино, своей страны России. А я, когда буду отправлять Ирсику послание, обязательно передам ему и ваши рисунки.
Дети :До свидания. Мы обязательно нарисуем свой город и свою страну.