Получи документы

Конспект занятия-практикума для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу коротких рассказов»

юлия гончарова
Конспект занятия-практикума для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу коротких рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память, воображение. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

Публикация «Конспект занятия-практикума для педагогов ДОУ „Обучение детей пересказу коротких рассказов“» размещена в разделах

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Требования к выбору произведений для пересказа :

1. Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

2. Быть доступными по содержанию;

3. Быть доступными по объёму;

4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;

5. Иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Не рекомендуется пересказывать стихотворение.

Требования к пересказу литературных произведений:

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определённые требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

• Полноценное и доступное содержание;

• Разнообразие жанров;

• Чёткая композиция;

• Простой, но богатый язык;

• Небольшой размер.

Требования к пересказам детей :

1. Осмысленность (полное понимание текста);

2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения);

3. Последовательность и связность пересказа;

4. Использование словаря и оборотов авторского текста;

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;

6. Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Общие методические приемы к пересказу :

1. Совместный пересказ педагога с ребенком.

2. Подсказка слова или фразы.

3. Вопросы к детям.

4. Упражнения-указания.

5. Поощрение.

6. Пересказ по частям.

7. По ролям.

8. Как игра драматизация – игровой прием.

Виды пересказа :

• Подробный пересказ (близкий к тексту);

• Краткий (сжатый);

• Выборочный;

• С перестройкой текста;

• С творческими дополнениями.

Виды занятий по пересказу :

Пересказ по готовому плану;

Пересказ по выбору детей;

Пересказ по ролям.

Структура пересказа :

1. Вводная часть.

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста.

Приё мы:

• Краткая вступительная беседа;

• Показ картинки;

• Напоминание о наблюдениях;

• Загадка.

2. Первичное чтение произведения.

• Сообщение названия, автора, жанра;

• Чтение без установки на запоминание.

3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия.

Приё мы:

• Драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.

Подготовительная работа:

1. Подготовка воспитателя:

• Выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени произведения;

• Анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;

• Отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения.

2. Подготовка детей :

• Обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

• Объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

• Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

Младший дошкольный возраст.

Цель: выработка умений слушать; отвечать на вопросы; включать в рассказ слова и отдельные предложения.

Задачи: научить воспринимать текст; подвести к воспроизведению текста.

Средняя группа.

Задачи: рассказывать хорошо известные сказки и рассказы; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Главное в обучении пересказу – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл.

Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» и др.).

Приё мы:

• Вопросы;

• Пояснения;

• Показ иллюстраций;

• Упражнения на развитие выразительности речи;

• Приём «отраженной речи»;

• Подсказ;

• Поощрение;

• Совет.

Старшая группа.

Задачи: учить пересказывать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно; передавать содержание без помощи вопросов воспитателя; использовать авторские слова и выражения.

Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц».

Приё мы:

• Беседа;

• Вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений);

• План рассказа (составленный воспитателем или совместно с детьми);

• Пространственная модель;

• Указания;

• Оценка рассказа детьми;

Пересказ по ролям;

• Инсценировка.

Подготовительная группа.

Задачи: Продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.). Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей : они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Русские народные сказки «Заяц – хваста», «Лиса и козёл»; рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи»; Л. Н. Толстого «Косточка»; В. Бианки «Купание медвежат». В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо»; Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода».

Приё мы:

• Выборочный пересказ;

Пересказ от лица героев;

• Придумывание продолжения;

• Сочинение рассказов и сказок.

Публикации по теме:

Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах»Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах» Новую свою публикацию хочется начать с высказывания В. А. Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-практикума для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу коротких рассказов»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 11:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-практикума для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу коротких рассказов»» (включая файлы) размещена пользователем юлия гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД