Наталья Абрамова
Конспект познавательной деятельности в средней группе «Ходули для зайца»
▼ Скачать +Заказ
Конспект познавательного занятия
для детей 4-5 лет
«Ходули для зайца»
(с использованием ТРИЗ, метод Синектика)
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе создания аналогии и перенос идеи из мира природы в инженерию.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
Публикация «Конспект познавательной деятельности в средней группе „Ходули для зайца“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- побуждать к познавательной деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации;
- продолжать учить детей создавать конструкции, объединенные общей темой, по рисунку и словесной инструкции воспитателя;
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Развивающие:
- развивать интерес к конструктивной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки для достижения общей цели;
- продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки;
- развивать внимание, сообразительность, умение находить способы решения поставленной задачи, аргументировать решение, доказывать его правильность;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;
- вызывать положительные эмоции от процесса работы и его результата.
Материалы и оборудование:
- Обращение от Зайца
- Картинки с животными
- Наборы для конструирования и рисования. ;
- схемы, графические модели ходуль
- выставочный подиум;
- конверты для писем
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Используемые методы и приемы: беседа, обсуждение, вопросы к детям, объяснение. Демонстрация моделей уличных построек, сделанных из конструктора.
Игровые методы (игровая ситуация – погружение в мир создания построек).
Практическая деятельность детей – решение проблемных ситуаций, чтение схем.
Место проведения: групповая комната.
Ожидаемые результаты:
- создает конструкции, объединенные общей темой, по рисунку и словесной инструкции воспитателя;
- умеет распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
- развит интерес к конструктивной деятельности;
- развита мелкая моторика рук.
Возрастная группа : средняя группа
Форма: развивающее занятие.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Мотивационно-побудительный этап
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель:
- Ой ребята сегодня нам пришло необычное письмо -послание на картине. Давайте попробуем его прочитать (угадать, узнать, что хочет нам сказать)
Дети:
-Да (соглашаются)
Дети вместе с воспитателем анализируют картину
На которой изображено озеро с одной стороны которого дом, с другой заяц. И с двух противоположных лиса и волк
помогите, пожалуйста, зайцу добраться домой Мы очень надеемся на вас!»
Воспитатель: Поможем Зайцу?
Определение цели:
Придется побыть нам изобретателями и подумать, чем мы можем помочь зайцу.
Наверно нужно вспомнить,кто еще живет в лесу на болоте?
-Верно, лягушки.
-А как прыгают лягушки? (показ)
-А как прыгает заяц? (показ)
-А как вы думаете ребята, зайка сможет так прыгать по болоту?
-А почему?
-Верно. Давайте сравним шубку зайки и кожу лягушки.
(экспериментирование-тактильное сравнение)
-Ребята, посоветуем зайке такой способ перейти болото?
-А кто еще живет на болоте?
-Молодцы. Давайте поищем птицу на картине, что –то мне ее не видно. Достаем бинокли и настраиваем, чтобы увеличить картинку.
(на мальберте висит картина «цапля»)
-Вот, я нашла цаплю.
Рассматривают картину.
--Ребята посмотрите внимательно на птицу.
- Посмотрите на цаплю, какая она? (У цапли маленькая головка. Очень длинный клюв. Черный хохолок на голове. Очень длинная, тонкая, изогнутая, втянутая в плечи шея. Большое овальное туловище. Большие широкие тупые крылья. Очень короткий закругленный хвост. Длинные ноги с четырьмя пальцами (три впереди и один назад).
-Какой у них клюв?
-Как вы думаете, а для чего им такой длинный клюв?
-Верно, молодцы.
-Посмотрите на ноги цапли.
- Какие ноги? (Длинные ноги с четырьмя пальцами (три впереди и один назад)
-Ребята. А как вы думаете для чего у них такие длинные ноги?
-Верно. Посмотрите внимательно, цапля стоит на ногах на болоте и не тонет.
-Как вы думаете почему? (у нее длинные ноги и широкие пальцы на стопах)
-Верно, ребята, из-за того, что у цапли длинные ноги и широкие пальцы на стопе, эта птица не тонет в болоте. Она прекрасно стоит и на одной ноге.
В ходе анализа внешнего вида птиц, воспитатель подводит детей к выводу, зачем цапле длинные ноги.
-И мы с вами сейчас походим как цапли.
Физминутка (музыкальная)
-Ребята, послушайте стихотворение.
Камышинками шурша,
Бродят цапли, не спеша.
Чтоб в болоте не тонули,
Встали птицы на ходули.
-Так что же зайцу понадобится, чтобы пройти через болото к своему дому? (Вместе с детьми делают вывод, что такое приспособление помогло бы зайцу перейти по болоту и не попасться лисе и волку.)
-Верно, посмотрите на картинку (на картинке ходули)
-Посмотрите какие они? Эти ходули подойдут зайцу.
-У меня есть такие палочки, вот они.
Массаж пальцев.
-Берем палочку между ладонями.
-Палочку катаем, пальцы разминаем.
-Палочка крутится, все у нас получится.
-Как по лесенке пойдем, так к болоту мы прийдем.
Экспериментирование. (палочками дети пробуют пройти по болоту)
-Молодцы, Теперь попробуем, будут наши ходули тонуть?
-Молодцы. Мы нашли с вами способ помочь зайцу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Воспитатель по ходу работы интересуется у детей:
-Вспомните как мы должны идти по болоту (ответы детей)
-Правильно.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия.