люда жердева
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: «Звуковая культура речи : звук «Ш». Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие: Упражнять детей в произношении звук ш, изолированно, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе „Звук [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова содержащие в себе этот звук. Совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность, развивать мелкую моторику. Развивать дыхание, чёткую дикцию фронтально и индивидуально, слуховое внимание, память, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать звуковую культуру речи, умение слушать других. Обогащать и активизировать словарь ребёнка. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.
Тип: Игровое занятие.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук» - учить находить звук изолированно, «Посчитай уточек», «Добавь звук», «Маленькое – большое», отгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки, работа с предложением.
Методы и приемы: игровые задания, использование художественного слова – приветственное слово, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, загадки, пальчиковая гимнастика, физминутка, гимнастика для глаз – здоровьесбережение, чистоговорки.
Развивающая среда : воздушный шарик, конверт, предметные картинки с транспортом (машина, самолёт, корабль, поезд, игрушки (мышка, кошка, коза, мишка, лягушка, собака, петушок, карандаши, машина, ширма, картинки (карандаш, малыш, камыш, ландыш, болото, камыши, пластилин, лягушки – оригами, карточки на липучках, коробка, пианино, картинки для игры «Большой – маленький», 4 стола, 3 мольберта.
Ход ОД:
Дети стоят около стульев.
C учителем-логопедом имитируют движения.
Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.
I. Орг. момент
Учитель-логопед вместе с детьми:
Утром встали малыши, (руки поднимают)
В детский садик свой пришли, (шагают на месте)
Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).
Вам мы рады, как всегда (руки вперед вытянули)
Учитель-логопед: - Поздоровайтесь, друзья!
Дети: - Здравствуйте! Молодцы! Садимся на стулья.
II. Основная часть
Учитель-логопед: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так.
1. Дыхательная гимнастика (5 раз). Давайте попоём песенку шарика. Руки положим на живот. Носиком набрали воздух, животик надулся. Ш-Ш-Ш – сдулся животик. Почувствовали?
Дети: Ш-Ш-Ш
Учитель-логопед: На что ещё похожа песенка шарика? (на шипение змеи, на то, как шумит ветерок)
- Как шипит змея? <ш-ш-ш>
- Как шумит ветерок? <ш-ш-ш>
- Мы сегодня с вами будем продолжать учиться правильно и красиво произносить звук «Ш».
2. Уточнение артикуляции. При произнесении звука «Ш» - язык у нас чашечкой, между зубами щель, а губы округлены.
3. Артикуляционная гимнастика
«Бублик» - для губ (5 раз).
«Заборчик», «Чашечка», «вкусное варенье», «качели» - для языка (всё по 5 раз). А теперь каждый посмотрит на своего соседа, правильно ли он выполняет упражнение.
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы его откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (учитель-логопед показывает на домик)
Дети: - Домик.
Учитель-логопед: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил разные испытания. Справимся с заданиями.
Учитель-логопед: - Мышонок ездит на таком транспорте, в названии которого есть звук [Ш]. Посмотрите на картинки и назовите транспорт в котором есть звук [Ш] (картинки с транспортом 3 шт).
Дети: Машина.
Учитель-логопед: - Давайте встанем, возьмём в руки руль, и поедем (ш-ш-ш-ш-ш).
Учитель-логопед:- Вот мы и приехали к дому мышонка.
Мышонок: - Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй мышонок.
Учитель-логопед (мышонок) : - Я очень люблю играть. И хочу с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук» (стоя). Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш]. Давайте встанем и послушаем (изолированно).
б, м, ш, п, д, ш, к, т, ш
Учитель-логопед: Мышонок, понравилось тебе, как ребята выполнили твоё задание? (Да)
Учитель-логопед (мышонок) : - Молодцы. Здесь у меня большое болото, а на болоте есть кочки и на каждой кочке задание (обвести рукой). Мы готовы к испытаниям. Правда ребята? (Да). Тогда поехали. Ребята, посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так:
Ша-шу-ша
Шо-ши-шо
- Ребята, как шумят камыши? (развитие фонематического слуха)
(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],
сначала все вместе, потом индивидуально)
Учитель-логопед (мышонок) : - Какие молодцы, а загадки вы умеете отгадывать? Послушайте загадку и узнайте, кто живет в болоте.
Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это?
Дети: ЛЯГУШКА.
Учитель-логопед (мышонок) : - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте? (картинки лягушки 5 шт, (грамматический строй речи)
(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушки, пять лягушек). Поехали дальше.
Учитель-логопед: - Мышонок спрятался в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?
Дети: Ш-Ш-Ш
Учитель-логопед: Игра «Добавь звук» (развитие фонематического слуха) - Чем это он так шуршит? Это он разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы его закончите звуком [Ш] (картинки карандаш, малыш, камыш, ландыш, (картинки брать из-за ширмы, и вешать на доску).
Каранда… Малы… Камы… Ланды…
(Воспитатель показывает картинки,
а дети договаривают последний звук)
Учитель-логопед: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, он хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Кто же хочет подружиться с Мышонком? (картинки – кошка, коза, лягушка, мишка, собака, или игрушки)
(всех перечисляют по очереди : кошка, коза, лягушка, мишка, собака)
(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш] : кошка, мишка, лягушка)
Учитель-логопед: теперь у мышки есть друзья, они подождут её в домике. А мы поедем дальше.
Учитель-логопед (мышонок) : - А, теперь я приготовил для Вас загадки.
Отгадайте загадки, правильно, скажите отгадку.
1. Носит яркий гребешок
Наш веселый ….
Дети: Петушок.
2. Рисуют дружно малыши,
У них в руках …
Дети: Карандаши.
3. Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам….
Дети: Машина.
4. Вот бежит малышка
Серенькая …
Дети: Мышка.
Учитель-логопед: - Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики). Ой, это про меня. Ура. Я приготовил для вас вот такую песенку – шуршалочку (мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки). Послушайте их и спойте вместе с мышкой (пианино)
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО-ШО-ШО-ШО
МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША-ША-ША-ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
(Ребенок «играет» пальчиками на пальчиках и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)
Учитель-логопед: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.
Мышка ловит кошку.
Машина едет на дедушке.
Шляпка носит Наташу.
Учитель-логопед: - Ребята, мы немного устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!
Физминутка «Машина»
Цель: Показать детям артикуляцию звука [Ш]; воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Завели машину: Ш-Ш-Ш (вращаем руками перед грудью).
Накачали шину: Ш-Ш-Ш (изображаем насос, наклоны вперёд).
Улыбнулись веселей (улыбаемся).
И поехали скорей: Ш-Ш-Ш (вращаем воображаемый руль).
Учитель-логопед: - Игра «Большой – маленький». Ребята, тише, уснул Мышонок, и снится ему страшный сон, как будто все предметы вокруг него большие (грамматический строй речи, изменение окончаний).
У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая шляпа.
У Мышонка не маленькое платье, а … большое платье.
У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие сапоги.
У Мышонка не маленький шар, а … большой шар.
- Проснулся Мышонок. Какой страшный сон мне приснился, и мне так захотелось в свой домик.
Учитель-логопед: Давайте проводим мышонка домой.
Учитель-логопед (мышонок) : Мне очень понравилось с какой лёгкостью вы выполнили все мои испытания. Вы все молодцы. До свидания друзья.
Учитель-логопед: - А мы сядем в свои машины и отправимся в детский сад.
III Итог занятия.
Учитель-логопед: - Вот мы и в садике. Какой звук мы сегодня на занятии правильно и красиво проговаривали?
Дети: Звук [Ш]
Учитель-логопед: (Проговаривание звука [Ш] индивидуально). Молодцы. Занятие закончено.