Галия Исмагилова
Занятие по экологическому воспитанию «Наблюдение за рыбками»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию.
Тема: «Наблюдение за рыбками»
Цель:
- Формировать умение детей выделять признаки различия и сходства между рыбами. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местам обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, поводками;
-активизировать речевой словарь прилагательными «декоративный», «аквариумный».
-закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников,
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Наблюдение за рыбками“» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- воспитывать желание ухаживать за рыбками, чтобы создать им лучшие условия жизни.
Материалы к занятию. Аквариум с рыбками, сачок, компрессор, светильник, корм, банка с вуалехвостом, удочка, ведерка для кота Леопольда.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом. На столе аквариум закрыт ширмой. Ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте.
Посмотрите дом стоит,
Дом краев водой налит
Без окошек, но не мрачный
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
Правильно, а какой формы может быть аквариум? (Прямоугольный, квадрат, круглый). Ребята правильнее сказать не круглый, а шарообразный. А как лучше установить шарообразный аквариум? Для чего нужна подставка?
Тогда он не покатиться и вода не выльется. Ребята, а у кого дома есть аквариум? Как вы думаете для чего дома людям аквариум? (Чтобы в доме было уютно, красиво, на душе становится приятно и радостно). Ребята вы нигде не сможете наблюдать жизнь рыб, улиток и растений так наглядно, как в аквариуме?
- Могут ли рыбки в аквариуме жить если о них не заботятся люди? (Если мы не будем заботиться, то они погибнут, останутся голодными, заболеют).
- А для чего мы с верху аквариум закрываем стеклом? (Потому что попадает пыль и рыбки могут выпрыгнуть, но оставляем щель, чтобы проходил воздух).
- А кто еще живет в аквариуме? (улитки, растения).
- Для чего нужна улитка, и какую роль она играет в аквариуме (она чистит стенки аквариума от зеленого налета).
- А для чего растения? (выделяют кислород, для красоты, и рыбки еще и кушают зелень, чтобы они могли спрятаться).
А для чего же мы еще включаем компрессор? (дополнительный воздух даем - кислород, а если нет компрессора, то можем обыкновенной грушей обогатить кислород, вот так (показывать) - пузырьки видите). Это мы делаем, когда рыбки высовываются из воды открытым ртом, не хватает кислорода. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток, или когда аквариум освещен, а ночью этого не происходит.
- Ребята, а тепло нужно для аквариума? (2-3 р).
- А еще что мы забыли? (свет). Мы ставим аквариум вблизи окна, если место не позволяет, то включаем светильник (но свет должен попасть не с краю, а сверху)
- А что у меня в руках? (сачок 2-3 р.) Сачком нужно убирать не доеденный рыбками корм, а если в аквариуме живут сомики, то корм можно не убирать, так как они живут на дне аквариума и все остатки доедают.
- А как вы думаете для чего на дно аквариума кладут камни, песок (2-3
Р-).
- А можно ли обойтись без них? (в песок сажают растения, без камней и без песка растениям не за что зацепиться)
- А какие растения? (зеленые, красивые, нежные, пушистые).
- А каких названий вы знаете? (2-3 р. Рогалистик, элодия, валлиенерия)
- А чем мы кормим (сухой, живой корм в виде хлопья, гранул или же комарик, который вы поймали).
Ребята, давайте перечислим для нормальной жизни в аквариуме, что необходимо рыбкам? (чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски).
Показ картинок (дом, человек, глаза, чтобы ими любоваться; песок, камушки, растения, тепло, свет, корм и вода).
- А что же является главным условием для жизни рыб в аквариуме?
- Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.
- Ребята, а как одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме? («декоративные», «аквариумные») (2-3 р.)
Физ – ка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница
Мы хотим с тобой играть.
Попрошу всех прямо встать
Что скажу всем выполнять
Дышите, не дышите
Наклонитесь 1 -2 все поплыли
3-4 (на верх) все всплыли
Покормили рыб (сыпим корм, кушаем).
Все вздохнули, улыбнулись, отдохнули и на место сели. Ребята, продолжим. Каких рыб вы знаете, которые живут в аквариуме? (сомики, меченосец.) Хорошо, Стук в дверь, (сюрприз-момент). Кот Леопольд (песня) заходит, идет с рыбалки. Знакомство с новой рыбой. Нравится ли вам? Да рыбка очень красивая, называется она вуалехвостом). Мы рассмотрим вуалехвоста и сравним его с меченосецем, которая вам уже знакома.
- Похожи или не похожи эти рыбки? (1 банка - меченосец и 2 - вуалехвост)
- Чем же они похожи?
- Какой формы тело у меченосеца?
- А у вуалехвоста? (тело округлое, продольно сжатое)
- Какого цвета чешуя у меченосеца?
- А у вуалехвоста? (окраска разная - одноцветная или пятнистая)
- А какие плавники у меченосеца, длинные или короткие? Какой хвост? (почему так называют, на что похож) (2-3 р.).
- А у вуалехвоста такой же? (2-3 р.). Правильно у него плавник не такой, он свисает вниз, он так и называется свисающий.
- А что еще можно сказать о плавнике, какой он (прозрачный, очень красивый, легкий).
- А что еще есть у всех рыб - глаза, плавник на спине, на животе и хвост). (Обратите внимание у всех рыб нет век, рыбки спят открытыми глазами) Чем покрыто у обеих рыб тело? (чешуей 2-3 р.)
- Где они живут? (в воде, аквариуме) Чем они отличаются (окраска, размер, форма туловища, размеры хвоста).
- А кто скажет у рыб имеется ли шея?
- А какую роль играет хвост (роль руля 2-3 р.)
- А если рыбки заболеют, как мы их должны лечить (отдельную банку слабым раствором марганцовки, или поваренную соль, спец. препарат «Мелафикс», и дезенфекция аквариума (лимонный сок, уксусная эссенция). Молодцы, ребята! А сейчас мы пустим этих рыб в аквариум, так как им в банке очень тесно, и нам Яна расскажет стихотворение И. Токмановой «Где спит рыбка?».
Занятие окончено. Молодцы! И этих рыб мы оставляем у себя на уголке природы в аквариуме, и каждый день будем за ними ухаживать, наблюдать.