Александра Федорова
«Сокровища моря». Занятие по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сокровища моря»
познавательное занятие для подготовительной группы с элементами экспериментирования
Цель: Расширение представлений о морских сокровищах, которые подарило море: коралл, жемчуг; формирование начальных форм экологической культуры детей.
Задачи:
Познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг.
Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг.
Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Публикация «„Сокровища моря“, Занятие по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе.
Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком.
Материалы и оборудование:
- На каждого ребенка: лупа, салфетка.
- Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, (достаточно для всех детей)
-Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина, ракушки,
- Выставка украшений из жемчуга и кораллов.
-Цветная бумага, цветные ракушки, клей.
Ход занятия
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Вы готовы поиграть,
Можем смело начинать?
Воспитатель: Наше занятие я назвала сокровища моря. А кто знает, что такое сокровища?
Вот в конце занятия вы мне скажите про какие сокровища вы узнали.
А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.
Ребята, посмотрите, что у меня в коробке? Достаю коралл.
Как вы думаете что это? (ответы детей)
Что такое коралл? (ответы детей: камень, растение и т. д.)
А где можно увидеть коралл? (в море)
А что бы узнать, что такое коралл нам надо погрузиться на дно морское. Хотите?
А как можно попасть на дно морское?
А погружаться на дно морское мы будем в батискафе.
Кто знает, что такое батискаф?
Рассаживайтесь в батискаф - стульчики и начнем наше погружение (видео море, что такое кораллы)
Мы с вами посмотрели, на кораллы и хотелось бы у вас спросить, что же такое кораллы? (ответы детей).
Какая среда обитания нужна кораллам? (Теплая вода, свет, соленая вода)
-Теплая вода, свет, соленая вода, если этих условий в море нет, то коралл погибает и превращается в твердый камень. Загрязняя океан, человек губит этих животных. Морские кораллы становятся редкостью.
Если при жизни коралл – это живое существо, то после смерти коралл – это ценный камень.
Давайте пройдем за столы и хорошенько рассмотрим камень-коралл.
Дети проходят за столы, рассматривают коралл через лупу.
- Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек.
Вы нашли их?
Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы.
Показ иллюстраций.
Как вы думаете, несут ли какую-то пользу кораллы?
Это место жизни множества морских обитателей.
Это уютное местечко для желающих без опаски вывести мальков.
Это столовая для тех, кто хочет пообедать.
Это просто дом для разных рыбок, морских звёзд, угрей, скатов, ежей и морских огурцов.
Во-вторых, для морских обитателей это своего рода баня – достаточно бочком потереться о жёсткий коралл, чтобы очистить рыбью чешую и кожу от паразитов и старых отмерших слоёв.
И если исчезнут кораллы, то и многие морские животные тоже погибнут.
А еще из коралла изготавливают различные украшения.
Показ картинок
Ребята, у вас на столах емкость с водой (лучше прозрачная емкость)– маленькое море, опустите туда коралл.
Что произошло? утонул, потому, что это камень.
Посмотрите пузырьки, выходит воздух, потому что это пористый камень.
А сейчас давайте пройдем на стульчики и посмотрим мультфильм про кораллы (мультфильм «Приключения Адибу)
Наше путешествие продолжается, давайте прогуляемся по берегу моря
Физминутка: «Море»
1. И вот перед нами море-океан
Бушует оно на просторе.
2. А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна.
3. Качает вода солёная
Водоросли зелёные.
4. Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины.
5. На волнах качаются
Солнцу улыбаются.
пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
движение такие же с большей амплитудой
руки подняли и делаем змеевидные движения
ладошка на ладошке лежит,
мелкие волнообразные движения вперёд, наклон вперёд
руки вверх, качаем, тянемся к солнышку.
Кто был на море, наверное, часто встречали на берегу вот такие раковины.
Посмотрите. Знакомы ли вам они?
Это мидии. Мидия – это моллюск.
Моллюски живут в раковинах в воде.
- Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить.
Живут мидии-моллюски плотными компаниями.
- Плотно – значит близко друг к другу, тесно.
Внутри двух половинок раковин живет сам моллюск – мидия (показ картинок)
- Мидии приносят огромную пользу морю. Они пропускают через себя загрязненную воду и возвращают ее морю чистой и осветленной, съедая всю грязь. Причем работают мидии без перерывов. Одна мидия за час пропускает через себя 3 литра воды.
- Вот столько. (Показ трехлитровой банки, наполненной водой.)
Давайте пройдем за столы и рассмотрим раковины моллюсков.
Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать? (гладкая, скользкая, перламутровая)
-А я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам дарят мидии. Это жемчуг- камень удивительной красоты его находят в раковинах. (демонстрация украшений)
- как вы думаете, откуда берется в раковине жемчужина? (ответы детей)
Поскольку раковина плотно не закрыта, то в нее могут попадать (и попадают) песчинки, и даже организмы-паразиты. Все они угрожают здоровью моллюска, но ни выгнать, ни выплюнуть помеху моллюск не может, поэтому окружает слой за слоем не прошеного гостя перламутром, Острые края, выпуклости и даже малейшие шероховатости сглаживаются, превращая любой мусор в драгоценную жемчужину.
Вот такие удивительные камни нам дарит море.
Но в мире такая красота становится очень редкой из за халатного отношения человечества. Люди торгуют редкими кораллами и рыбами, ловят мидий из за жемчуга, истребляют акул и черепах, загрязняют водные ресурсы все это приводит к тому, что уже скоро на наше планете не останется ни одного кораллового рифа.
Но мы с вами не будем губить живое, а будем собирать на берегу моря вот такие ракушки, ведь из них можно сделать различные поделки.
Проходите за столы (дети рассаживаются за столы)
Помните, мы с вами разукрашивали ракушки. Давайте превратим их в разноцветных рыбок (дети изготавливают поделки)
Итог: Что на занятии вы узнали нового, почему нельзя уничтожать кораллы. Почему нельзя вылавливать мидии. Молодцы, вы очень хорошо поработали и вот этих рыбок вы можете отнести домой и рассказать родителям про наше путешествие.