Татьяна Подрезова
Занятие по экологическому развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного развития, направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе к водным ресурсам у старших дошкольников.
Занятие по экологическому развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»
Цель: углубить природоведческие знания через поисково- исследовательскую деятельность.
Публикация «Занятие по экологическому развитию с элементами экспериментирования в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
учить детей создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; учить делать выводы в соответствии с результатом проверки; закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка;расширить знания детей о свойствах воды;пробуждать интерес к опытам.
Развивающие : развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Оборудование: стаканчики, воронки, ведерки, цветы из бумаги,вода,ватные диски, бумажные салфетки, марля.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды)
Ход занятия:
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!Давайте с ними поздороваемся, здороваясь мы им пожелали не только здоровья, но подарилисвежесть и красоту осеннего леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. А сегодня хотите отправиться в путешествие? Тогда вставайте в круг.
Мы очень верим в чудо
И унывать не будем.
1,2,3,4,5
В путешествие отправимся опять.
Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться теплоходом. Вы согласны? Слайд№1
Нам в пути нужна важная помощница. О ней говорится в загадке:
Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает в море.
Широка и глубока.
Как зовём её?.
Воспитатель:Ребята, а путешествовать мы будем по реке, на берегу которой стоит наш город. Как называет эта река (ответ детей) Слайд№2
Воспитатель: Занимайте места на палубе и полюбуйтесь живописными пейзажами р. Северский Донец. Слайды №3-8
Воспитатель: Ребята, а давайте, вспомним свойства воды. (Ответы детей.) Вода –одно из самых удивительных веществ. Она прозрачная, не имеет запаха, без вкуса, быстрый растворитель, вода может принимать жидкое, твердое и газообразное состояние. Слайд№9
Физминутка
Воспитатель: Поиграем в игру «Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать, где есть вода в природе. (В реке, озере, море, океане, ручейке, роднике, болоте, водопаде, в дождевой туче.)
Молодцы, отлично все справились! Продолжаем путешествие дальше.
Воспитатель: -Ребята, давайте наберем из Донца воды и посмотрим, имеет ли она все те свойства о которых мы говорили (наклоняется и как будто набирает воду). Слайд №10 С водой в Донце случилась беда. И поэтому деревья на берегу стали печальными, а небо затянули грозные тучи. Вода стала грязная, купаться и ловить рыбу теперь опасно. (Слайд №11)Я думаю нужно помочь реке. Вы согласны?
- В чём может заключаться наша помощь р. Северский Донец?
Дети:
- Привезти чистой воды.
- Построить очистные сооружения.
- Попробовать самим очистить воду.
(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)
Воспитатель: Для того, чтобы помочь р. Северский Донец нам нужно превратиться в маленьких ученых-исследователей. А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?»
Учёные работают в помещении, где много разных приборов, а как это помещение называется? Лаборатория. Слайд№12
Воспитатель: Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, работать аккуратно, внимательно.
И нужно надеть специальную одежду (дети и воспитатель одевают белые халаты).
Воспитатель:Ребята посмотрите, а с помощью чего мы это сможем очистить воду?
( Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумажные салфетки, марлю. Дети самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды:стаканчики, воронки, фильтры, колбы с грязной водой, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке).
В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.
Воспитатель:
- Что ты сейчас делаешь?
- С какой целью?
- Что предполагаешь получить?
- Что получилось?
Выводы:(выводы делают дети, после эксперимента)
-Я очистил воду, сделав фильтр из ватных дисков;
-у меня вся грязь осталась на фильтре;
- этой водой можно только мыть руки, стирать;
- пить эту воду, наверное, нельзя в ней остались микробы;
-воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.
Ребята, а какие правила нужно соблюдать, чтобы вода всегда оставалась чистой (Слайд №13)
Воспитатель: Молодцы, ребята!Слайд №14 Вода в Донце снова весело зашумела, небо стало ясным, деревья вновь надели осенний яркий наряд. А сейчас я предлагаю вам размяться.
Наша речка широка,
Наша речка глубока,
Правый берег крут, высок.
Слева лес, пляж и песок
Нет реки красивей
Чем Донец в России.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очистили воду и теперь можем провести с ней интересные опыты.
Опыт №1. «Дождевые облака»Слайд №15
-емкостьс чистой водой;
-пена для бритья;
-пипетка;
-стакан с окрашенной водой
В банку наливаем воды примерно на 2/3. Выдавливаем пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапаем (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Вывод: вода накопилась в облаках, а потом дождем пролилась на землю.
Опыт №2. «Цветы кувшинки»Слайд №16
- цветы, сделанные из бумаги, у которых лепестки завернуты к центру,
- тарелка с водой.
Цветы опускаем в воду,и они раскрываются на глазах.
Вывод:вода впиталась в волокна бумага и она стала тяжелее, поэтому лепестки раскрылись.
Опыт №3 «Живая радуга» Слайд №17
-стакан с водой,
- салфетка шириной 5 см, на середине которой нарисована радуга.
Берем салфетку и одним краем опускаем в стакан с водой.
Наблюдаем. Вода поднимается по салфетке до радуги, поднимая ее вверх.
Вывод: вода имеет свойство подниматься вверх.
Опыт № 4 «Подводная лодка»Слайд №18
- емкости с теплой водой,
-соль,
- ложка
- картошка.
Берем 2 емкости с водой. Одину емкость оставим с чистой водой и опустим туда картофель. В чистой воде картошка будет плавать. Во вторую емкость добавим соль и размешаем. Затем опустим картошку, она всплывет. Добавляем чистой воды, картофель всплывает.
Вывод: это объясняется тем, что картофель тонет, т. к. он тяжелее воды. А соленая вода тяжелее, чем картофель, поэтому он всплывает на поверхность. Вот и плавать в море легче, чем в реке.
Воспитатель: Ну что ж вот и все опыты на сегодня. (Слайд №19)Ребята, а чему вы сегодня научились? Какие новые свойства воды открыли?
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Слайд №20 Наберу ка я еще раз воды из Донца. Ура вода чистая, кажется, здесь еще что-то есть! (сюрприз)
А теперь закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять!