Елена Джафарова
Занятие по экологии в средней группе «Воздух, вода и свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природа; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „Воздух, вода и свет“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: стеклянный кувшин с водой, марля, салфетки, воздушные шарики по количеству детей, зеркальце, два лотка с проросшим семенами, краски, силуэт человека с изображением его органов дыхания, весы.
Словарная работа: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.
Ход занятия
-Настал прекрасный новый день. Я вам улыбнулась, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, когда мы все вместе. Мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой природы, ощутите тепло солнечных лучей. Давйте мы пожелаем друг другу хорошего настроения. И начнем наше занятие.
-Ребята, чем мы дышим? (Воздухом.) Давайте вдохнём воздух. Куда по -пал? (В нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную тру -бочку, затем через бронхи в легкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом - вдох, выдох.
Ребята, давайте проведём опыт. (Раздайте по 2 шарика каждому ребёнку.) Дети надувают и сдувают воздушные шарики.
Вот так работают лёгкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботится о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)
Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.) Без воздуха нет жизни.
-Ребята, а мы можем увидеть воздух? (нет) Он невидимый, прозрачный, не имеет запаха. А вы хотите обнаружить воздух? (да) Показать детям пакет, наполнений кубиками.
- Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков, аккуратно сверху скрутить. В нижней части он становится выпуклым.
-Почему пакет выпуклый? Что в нем есть? (В пакете есть воздух, но мы его не видим.) Воздух есть всюду!
- Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется.) Воздух движется, мы можем это ощущать.
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон И два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Воздух есть везде. Возьмем резиновую игрушку, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист, воздух с шумом выходит из игрушки.)
Закроем пальцем отверстие игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? Воздух, который в игрушке, мешает её сжать.
Всегда ли воздух одинаков? (Нет.) Предложить детям укрыться одеялом и остаться там 3-5 минут. Что вы почувствовали? Почему трудно дышать? (Заканчивается кислород.)
-Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, листочки.)
-Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
-А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода).
А знаете вы откуда берется вода? (Из родника.) Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, травинки.
Игра «Бежит ручеек»
Ребята, вода какого цвета? Вода прозрачная. Вода не имеет вкуса.
Ребята я вам хочу рассказать сказку «Спор воды и воздуха».
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений : «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили : «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода : «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать».
Обрадовался Воздух : «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое.
Услышало их спор Солнце, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратиться в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
Свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растения без света будет чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
Рассмотреть растение, которое находилось на освещенном месте и другое в темном.
Итог занятия.