Папки-передвижки

Занятие по теме «Буква Л. Согласные звуки [л]-[л’]»

Елена Шуршина
Занятие по теме «Буква Л. Согласные звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».

• Познакомить с буквой «Л».

• Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов;

• Магнитная доска, магниты, мел;

• Компьютер;

Публикация «Занятие по теме „Буква Л, Согласные звуки [л]-[л’]“» размещена в разделах

• Фонограммы звуков вой волка, лай собаки, гром и звук дождя;

Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е. В. «Учебно -методическое пособие «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»;

• Простые и цветные карандаши, ластики;

• Круги красного, синего, зеленого цвета;

• Бланк с изображением чемодана с предметами на букву «Л»;

Картинки: лодка, лампа, лошадь, лук, юла, стол, ландыш.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

1. Аспект восприятия и передачи информации:

словесные: беседа, рассказ

наглядные: демонстрация, иллюстрация

практические: упражнения

2. Аспект мышления:

• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.

3. Аспект управления:

• работа под руководством педагога

самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

интереса к учению: творческие задания, загадки,

долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами

практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

• метод личного примера

убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я».

II. Основная часть.

1. Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что всё, что нас окружает - все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с вами различные звуки! Т-с-с…. Мне кажется, я что-то слышу. (Педагог включает фонограммы звуков животных : вой волка, лай собаки, гром и звук дождя).

Ребята, что же это за звуки?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Мы услышали вой волка: у-у-у, лай собаки, и звук дождя с громом. А давайте вспомним, какие вы сегодня ещё слышали звуки?

Ответы детей.

Педагог: Мы с вами умеем издавать различные звуки. Одни звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает – это гласные звуки. Другие, к сожалению, мы не можем пропеть и протянуть, потому что нам мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок).

Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас я буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

2. Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося ( например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? Ответы детей.

Педагог: Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но, а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.

А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий данному звуку круг, педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

3. Физкультминутка.

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

А теперь прыжки у нас.

За прыжком – еще прыжок,

Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

Поработаем руками,

И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

4. Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Мы их можем увидеть в книгах и журналах, на вывесках магазинов.

А кто помнит, чем же буквы отличается от звуков?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, звуки мы только произносим и слышим, а буквы - пишем и видим.

5. Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учащихся, то называет звук, то пишет на доске букву.

Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный.

Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но на чем – вы должны отгадать? Я назову части предмета, а вы должны сказать, на чём мы отправимся в путешествие. Внимание….

Педагог называет части самолёта.

Педагог: Крылья, салон, шасси, хвост, кабина.

Ответы детей.

Педагог: Правильно. В путешествие мы отправимся на самолёте. А кто же управляет самолётом?

Ответы детей.

Педагог: Замечательно. А какой же вы слышите звук в начале слова «лётчик»?

Ответы детей

Педагог: Действительно звук «Ль». А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? Каким кружочком будем обозначать?

Ответы детей.

Педагог: Но, а если мы посмотрим в иллюминатор, а это окно самолёта, что же мы увидим?

Педагог загадывает загадку.

• Ночью по небу гуляю

Тускло небо освещаю.

Скучно мне, ведь я одна,

А зовут меня….

(Луна)

Педагог: Какой звук вы слышите в начале слова «луна»?

Ответы детей.

Педагог: Звук «Л» гласный или согласный? Кружком, какого цвета будем обозначать?

Ответы детей.

6. Знакомство с буквой.

Педагог: Звуки «ЛЬ» и «Л» мы можем видеть?

Ответы детей.

Педагог: Звуки «ЛЬ» и «Л» прячутся в букве «ЭЛЬ». Букву «ЭЛЬ» я могу написать, а вы её можете сейчас увидеть.

Педагог пишет букву «Л» на доске.

Педагог:

Буква «А» пошла в лесок –

Потеряла поясок.

Зацепился он за ель:

Получилась буква «Эль»!

А на что похожа буква «Л»?

Ответы детей.

Педагог: Наше путешествие долгое и поэтому, я предлагаю, немного размяться. Я приглашаю вас на весёлую зарядку.

7. Физкультминутка.

Буквой «ЭЛЬ» расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Наше путешествие продолжается. А теперь давайте посмотрим, в каких же словах мы можем встретить букву «Л»? Сейчас мы заглянем в наши волшебные чемоданы, которые необходимы нам для путешествия.

Педагог раздает изображение чемоданов каждому ребёнку, на которых нарисованы предметы с буквой «Л».

Педагог: Назовите, пожалуйста, предметы, в названии которых буква «Л» спряталась в начале слова.

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Ну, а теперь предметы, где буква «Л» в середине слова.

Ответы детей.

Педагог: Замечательно! И на конец, слова с буквой «Л» в конце слова.

Ответы детей.

Педагог: Ребята, какие вы молодцы! Ловко справились с заданием. Во всех словах, которые вы назвали, есть буква «Л». А давайте сейчас мы все вместе попробуем вспомнить слова с буквой «Л».

Педагог называет слова, дети хором проговаривают.

Педагог: Вы большие молодцы! Но, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Мы сделаем временную остановку. Мы отправляемся на переменку.

8. Перемена.

9. Работа в тетради.

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница нарисовала красивые картинки. Нам необходимо назвать нарисованные предметы и определить первый звук. Перед тем как мы будем определять первый звук в слове, нам необходимо отгадать загадки.

• С лева справа два весла,

Тихоходная она,

С виду пузатая,

Прогулка на ней приятная!

(Лодка)

Педагог: Л-л-лодка. Какой звук мы слышим в начале этого слова?

Ответы детей.

Педагог: Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: Каким цветом будем его обозначать?

Дети: Синим.

Педагог: Берем синий карандаш, под лодкой рисуем синий круг и закрашиваем его.

Аналогичная работа проделывается со словами лук, лампа, лошадь.

• Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

• У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?.

(Лошадка)

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем, выполним зарядку для наших пальчиков.

10. Упражнение «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили (Волнообразные движения.)

Постучали (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Педагог: Замечательно! А теперь нам предстоит выполнить задание 2 на стр. 14. Художник снова нарисовал нам различные предметы, в названии которых спрятался звук «Л». Рядом схемы слов, в которых спрятался звук «Л». Картинки и схемы перепутались. Нам необходимо к каждой картинке подобрать её схему. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована детская игрушка. Что же это?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Это ю-л-л-л-а. Ребята, а слышите ли вы в этом слове звук «Л»?

Ответы детей.

Педагог: А где же он спрятался: в начале, в середине или конце слова?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! В середине слова. Давайте найдём прямоугольник с синим квадратом в середине и соединим юлу с этим прямоугольником.

Аналогичная работа проходит с картинками, на которых изображен стул и ландыш.

Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! Давайте поаплодируем сами себе! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в мир звуков и букв. Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, познакомились с буквой «Л», узнали: какие звуки прячутся в этой букве, определяли место звука в словах. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!

Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по теме «Буква Л. Согласные звуки [л]-[л’]»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 20:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по теме «Буква Л. Согласные звуки [л]-[л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуршина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД