Елена Шуршина
Занятие по теме «Буква Л. Согласные звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
• Познакомить с буквой «Л».
• Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
• Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов;
• Магнитная доска, магниты, мел;
• Компьютер;
Публикация «Занятие по теме „Буква Л, Согласные звуки [л]-[л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Фонограммы звуков вой волка, лай собаки, гром и звук дождя;
• Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е. В. «Учебно -методическое пособие «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»;
• Простые и цветные карандаши, ластики;
• Круги красного, синего, зеленого цвета;
• Бланк с изображением чемодана с предметами на букву «Л»;
• Картинки: лодка, лампа, лошадь, лук, юла, стол, ландыш.
Методы и приёмы.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1. Аспект восприятия и передачи информации:
• словесные: беседа, рассказ
• наглядные: демонстрация, иллюстрация
• практические: упражнения
2. Аспект мышления:
• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.
3. Аспект управления:
• работа под руководством педагога
• самостоятельная работа: творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
• интереса к учению: творческие задания, загадки,
• долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
• устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
• практический: проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
• метод личного примера
• убеждения: инструктаж
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я».
II. Основная часть.
1. Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что всё, что нас окружает - все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с вами различные звуки! Т-с-с…. Мне кажется, я что-то слышу. (Педагог включает фонограммы звуков животных : вой волка, лай собаки, гром и звук дождя).
Ребята, что же это за звуки?
Ответы детей.
Педагог: Правильно. Мы услышали вой волка: у-у-у, лай собаки, и звук дождя с громом. А давайте вспомним, какие вы сегодня ещё слышали звуки?
Ответы детей.
Педагог: Мы с вами умеем издавать различные звуки. Одни звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает – это гласные звуки. Другие, к сожалению, мы не можем пропеть и протянуть, потому что нам мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок).
Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас я буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
2. Фронтальный опрос.
Педагог добивается полного ответа учащегося ( например: «твёрдый согласный звук»).
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? Ответы детей.
Педагог: Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но, а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.
А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.
Педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий данному звуку круг, педагог просит обосновать детей свой выбор.
Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
3. Физкультминутка.
Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
А теперь прыжки у нас.
За прыжком – еще прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)
Поработаем руками,
И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.
4. Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.
Мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Мы их можем увидеть в книгах и журналах, на вывесках магазинов.
А кто помнит, чем же буквы отличается от звуков?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, звуки мы только произносим и слышим, а буквы - пишем и видим.
5. Фронтальный опрос.
Педагог, поочерёдно опрашивая учащихся, то называет звук, то пишет на доске букву.
Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный.
Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).
Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но на чем – вы должны отгадать? Я назову части предмета, а вы должны сказать, на чём мы отправимся в путешествие. Внимание….
Педагог называет части самолёта.
Педагог: Крылья, салон, шасси, хвост, кабина.
Ответы детей.
Педагог: Правильно. В путешествие мы отправимся на самолёте. А кто же управляет самолётом?
Ответы детей.
Педагог: Замечательно. А какой же вы слышите звук в начале слова «лётчик»?
Ответы детей
Педагог: Действительно звук «Ль». А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? Каким кружочком будем обозначать?
Ответы детей.
Педагог: Но, а если мы посмотрим в иллюминатор, а это окно самолёта, что же мы увидим?
Педагог загадывает загадку.
• Ночью по небу гуляю
Тускло небо освещаю.
Скучно мне, ведь я одна,
А зовут меня….
(Луна)
Педагог: Какой звук вы слышите в начале слова «луна»?
Ответы детей.
Педагог: Звук «Л» гласный или согласный? Кружком, какого цвета будем обозначать?
Ответы детей.
6. Знакомство с буквой.
Педагог: Звуки «ЛЬ» и «Л» мы можем видеть?
Ответы детей.
Педагог: Звуки «ЛЬ» и «Л» прячутся в букве «ЭЛЬ». Букву «ЭЛЬ» я могу написать, а вы её можете сейчас увидеть.
Педагог пишет букву «Л» на доске.
Педагог:
Буква «А» пошла в лесок –
Потеряла поясок.
Зацепился он за ель:
Получилась буква «Эль»!
А на что похожа буква «Л»?
Ответы детей.
Педагог: Наше путешествие долгое и поэтому, я предлагаю, немного размяться. Я приглашаю вас на весёлую зарядку.
7. Физкультминутка.
Буквой «ЭЛЬ» расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Наше путешествие продолжается. А теперь давайте посмотрим, в каких же словах мы можем встретить букву «Л»? Сейчас мы заглянем в наши волшебные чемоданы, которые необходимы нам для путешествия.
Педагог раздает изображение чемоданов каждому ребёнку, на которых нарисованы предметы с буквой «Л».
Педагог: Назовите, пожалуйста, предметы, в названии которых буква «Л» спряталась в начале слова.
Ответы детей.
Педагог: Молодцы! Ну, а теперь предметы, где буква «Л» в середине слова.
Ответы детей.
Педагог: Замечательно! И на конец, слова с буквой «Л» в конце слова.
Ответы детей.
Педагог: Ребята, какие вы молодцы! Ловко справились с заданием. Во всех словах, которые вы назвали, есть буква «Л». А давайте сейчас мы все вместе попробуем вспомнить слова с буквой «Л».
Педагог называет слова, дети хором проговаривают.
Педагог: Вы большие молодцы! Но, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Мы сделаем временную остановку. Мы отправляемся на переменку.
8. Перемена.
9. Работа в тетради.
Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».
Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.
Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.
Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.
Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница нарисовала красивые картинки. Нам необходимо назвать нарисованные предметы и определить первый звук. Перед тем как мы будем определять первый звук в слове, нам необходимо отгадать загадки.
• С лева справа два весла,
Тихоходная она,
С виду пузатая,
Прогулка на ней приятная!
(Лодка)
Педагог: Л-л-лодка. Какой звук мы слышим в начале этого слова?
Ответы детей.
Педагог: Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: Каким цветом будем его обозначать?
Дети: Синим.
Педагог: Берем синий карандаш, под лодкой рисуем синий круг и закрашиваем его.
Аналогичная работа проделывается со словами лук, лампа, лошадь.
• Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
• У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?.
(Лошадка)
Педагог: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем, выполним зарядку для наших пальчиков.
10. Упражнение «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили (Волнообразные движения.)
Постучали (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Педагог: Замечательно! А теперь нам предстоит выполнить задание 2 на стр. 14. Художник снова нарисовал нам различные предметы, в названии которых спрятался звук «Л». Рядом схемы слов, в которых спрятался звук «Л». Картинки и схемы перепутались. Нам необходимо к каждой картинке подобрать её схему. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована детская игрушка. Что же это?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Это ю-л-л-л-а. Ребята, а слышите ли вы в этом слове звук «Л»?
Ответы детей.
Педагог: А где же он спрятался: в начале, в середине или конце слова?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! В середине слова. Давайте найдём прямоугольник с синим квадратом в середине и соединим юлу с этим прямоугольником.
Аналогичная работа проходит с картинками, на которых изображен стул и ландыш.
Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! Давайте поаплодируем сами себе! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в мир звуков и букв. Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, познакомились с буквой «Л», узнали: какие звуки прячутся в этой букве, определяли место звука в словах. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!
Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.