Приложение МААМ

Игровые технологии. Использование в работе логопеда интеллект-карт

Ирина Викторовна Левчикова
Игровые технологии. Использование в работе логопеда интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы

Левчикова Ирина Викторовна

Учитель-логопед

МДОБУ д/с №21 г. Лабинск, Краснодарский край

«Игровые технологии - использование в работе логопеда интеллект-карт»

Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Интеллект-карты – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать следующие задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность; - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность

- формировать преемственность между детским садом и школой; - развивать мелкую моторику рук;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

В настоящее время существует множество методик развития связной речи. В традиционной методике последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания:

1. Воспроизведение рассказа, составленного по описанию.

2. Составление рассказа по описанию.

3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5. Пересказ с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

6. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

- В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета

. - Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

- Добавляются символы и иллюстрации

- Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

- Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

- Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

- Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы. - При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

- Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика. Применение метода интеллектуальных карт особенно 10 эффективно в процессе обучения

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно. Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных.

В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных ключевых понятий по теме.

2. Называние картинок, изображенных на карте.

3. Составление предложений по каждой ветке дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Для развития связной речи метод интеллект -карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы и уровня развития детей.

1 вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме интеллекткарты, составленной педагогом. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.

2 вариант – дети с помощью педагога составляют интеллекткарту по заданному рассказу и пересказывают его. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее). Рассказ моделируется полностью, и дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.

3 вариант – дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его. Интеллектуальная карта может стать продуктом проектной деятельности.

В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии. Использование в работе логопеда интеллект-карт
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 12:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии. Использование в работе логопеда интеллект-карт» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Викторовна Левчикова (УИ 3465662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД