Любовь Лесукова
Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать +Заказ
Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?» (старше – подготовительная группа) с использованием ИКТ по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края».
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями сельской местности, связанными с производством хлеба.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. Воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, его вырастившим.
2. Расширить знания детей о содержании труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
3. Закрепить знания у детей о процессе выращивания хлеба, о значении его в жизни человека, как одном из самых главных продуктов питания в России.
4. Развивать любознательность, логическое мышление.
Предварительная работа:
1. Беседы «Хлеб всему голова», «Знакомство с профессией хлебороба», «Слава тем, кто хлеб растил!»
2. Чтение сказки Бориса Вовка «Мякиш», рассказа Э. Шим «Хлеб растёт».
3. Экскурсия на поле, засеянное рожью.
4. Рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы, муки.
5. Рассматривание иллюстраций на тему «Откуда хлеб пришёл?», «Техника села».
6. Экскурсия на пекарню посёлка.
7. Заучивание пословиц, поговорок, составление загадок по теме.
Ход НОД:
В группе стоит мольберт с изображением «хлебного» дерева (дерево вместо плодов изделия из муки, нарисованные детьми). Дети заняты самостоятельной деятельностью, вдруг раздаётся весёлый смех за «хлебным» деревом.
Воспитатель: Ребята, а кто это у нас такой весёлый спрятался в группе? Давайте поищем (снова раздаётся смех за деревом, и дети собираются у мольберта).
Воспитатель: Кто же там спрятался и смеётся, как вы думаете?
Предположения детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, гость необычный, но уже знакомый вам. Вот какую загадку он про себя придумал:
Я весёлый человечек, мягкий, пышный и душистый.
Мальчиком Вовой сделан я и теперь мы с ним друзья.
Дети: Мякиш.
Воспитатель: Правильно, к нам в гости опять забежал наш хороший друг – Мякиш (слайд № 1 – изображение хлебного человечка).
Воспитатель: Дети, а вы помните, как мы познакомились с Мякишем? Какая беда с ним приключилась? Кто его обидел? Простил ли он своего обидчика?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Мякиш пришёл к нам не просто так, он приглашает нас в путешествие. А вот о чём мы будем говорить во время путешествия, постарайтесь угадать:
Отгадать легко и просто: мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает погорелый.
Дети: хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нём – о хлебе и людях, которые, его выращивают. Хлеб самый главный на каждом столе и люди, которые его выращивают настоящие герои. А какой хлеб бывает?
Игра «Какой бывает хлеб?» (с мячом)
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно ласково назвать хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы знаете о хлебе?
Ответы детей.
Воспитатель: Хлеб – это один из самых удивительных продуктов человеческого труда, он укрепляет нервную систему, память, он очень непросто достаётся людям. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб батюшка» (Слайд № 2 – изображения хлебобулочных изделий). Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? Как он попал в магазин? Из чего делают хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вот и пришёл сегодня к нам в гости Мякиш, чтобы вместе с нами вспомнить, как у нас появился хлеб? И так, присаживаемся на стульчики и отправляемся в путешествие «От зёрнышка к караваю». Смотрите на наш волшебный экран и слушайте внимательно. (Слайд № 3 – изображение хлебного поля). Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. (Слайд № 4 – подбор изображений людей, связанных с производством хлеба).
Воспитатель: Из зёрен получают муку, чтобы её получить нужно, затратить очень много сил и труда. В этом процессе участвует много людей и техники. Давайте вспомним, с чего начинается работа в поле? Весной, как только растает снег, в поле начинается работа. Люди, работающие в поле, встают очень рано, с первыми лучами солнца. Выходят в поле трактора с плугами для вспашки земли (Слайд № 5 – изображение тракториста за работой). Как называется профессия людей, работающих на тракторе?
Дети: трактористы.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И за тем, чтобы процесс вспашки земли был правильным следит агроном (Слайд № 6 – фотография агронома на поле). Задача агронома: продумать весь процесс выращивания хлеба – от зерна до колоска, правильно организовать работу людей и техники. Вот вспахали тракторы землю, комья большие, твёрдые, а зёрна маленькие, им будет очень трудно прорастать. Что теперь нужно сделать с землёй?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно необходимо разбить камни, для этого к трактору присоединяют борону и рыхлят почву. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Агроном даёт команду сеять. К тракторам прикрепляют сеялки и те ровными аккуратными рядами сеют семена в землю. Через 16 дней появляются первые всходы. Посмотрите на наш волшебный экран, Мякиш уже осматривает первые всходы пшеницы (Слайд № 7 – иллюстрация с изображением первых всходов).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, как мы наблюдали за ростом семян и поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столам и возьмите конверты с карточками и разложите правильно карточки с изображением процесса роста семян.
Игра «Из зернышка в колосок»
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посадили в землю. Вставайте в круг.
Физкультминутка «Посадили мы зерно»
Посадили мы зерно Подрастает зёрнышко - К земле низко прижимает.
Что же вырастет из него? Потянулось к солнышку. Вот как весело играет!
Дождик землю поливает. С ветерком оно играет, Потянулся наш росток,
Солнце нежно пригревает Ветерок его качает. Превратился в колосок.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Ну, вот и превратились наши зёрнышки в спелые колоски. Посмотрите, на экран наш друг Мякиш на поле проверяет степень созревания колосков. А как узнать хлеборобам, что пора убирать урожай?
Дети: Растереть колосок в ладошках.
Воспитатель: Поле, какое становится? (Слайд № 8).
Д/и «Хлебное поле» (признаки)
Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай и агроном даёт распоряжение выводить специальные машины. А какие машины помогают в этом?
Дети: Комбайны.
Воспитатель: Правильно, а за штурвалом комбайна сидит представитель ещё одной хлеборобной профессии, кто же это? (Слайд № 9)
Дети: Комбайнёр. Посмотрите на картинку. Он идёт – волну сечёт. Из трубы зерно течёт. Что же делает комбайнёр на своей машине?
Ответ детей.
Воспитатель: Комбайнёр на своем комбайне срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Из накопителя соломы комбайна через определённые промежутки времени сходят большие жёлтые копны обмолоченной соломы. А зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются, как вы думаете куда?
Дети: В машину, которая едет рядом.
Воспитатель: А кто управляет машиной?
Дети: Шофёр. (Слайд № 10)
Воспитатель: А хотите вы поработать шофёрами и помочь вывезти с полей урожай, пока нет дождя. (Дети встают перед стульями) Ой, а что случилось, наша машина не двигается с места. Ребята, да у неё колёса спущены. Давайте возьмём насос и накачаем их.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Воспитатель: Два месяца агрономы, трактористы, комбайнёры, машинисты, шофёры работают в полную силу – и день и ночь, чтобы успеть до холодной погоды, пока нет дождя. Зерно на машинах с поля увозят на хранение в специальное хранилище – элеватор. В каждом складе лежит разная культура, разное зерно, и у каждой из культур своё назначение.
Воспитатель: Вот это колосок пшеницы. Вы знаете, что производят из пшеницы?
Ответы детей.
Воспитатель: А это колосок овса. Что можно приготовить из зёрен этого вида?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами ходили на поле, засеянное рожью, и этот колосок оттуда. Какой хлеб пекут изо ржи?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, после того как в поле работы заканчиваются – начинается обработка зерна. Зерно нужно просушить, чтобы зимой оно сохранилось и не испортилось. Затем зерно по транспортёру попадает на сортировку – там убирают мусор, насекомых. На элеваторе за работами также руководит агроном, а помогают ему кладовщики и операторы, контролирующие работу транспортера. Если зерна очень много, то на помощь приходят работники фермерского хозяйства с лопатами и перекидывают зёрна на транспортёр. Как мы с вами уже знаем, на каждом складе хранятся только семена одного вида, а Мякиш бегал и все зёрнышки перемешал. Давайте их выберем.
Игра «Зёрнышко к зёрнышку»
Воспитатель: Ребята, только после того как зёрнышки будут очищены и высушены, их можно перемолоть, превратить в муку. А где это можно сделать? Кто работает на мельнице?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на мельницы, а руководит этим процессом мельник. На мельнице твердые маленькие зёрнышки превращаются белую пушистую муку (Слайд № 11 – фотография мельницы). Посмотрите и скажите, какая мука? Одного ли цвета мука, полученная из разных сортов злаков?
Ответы детей.
Воспитатель: Мука готова, куда она держит свой путь дальше? И люди, какой профессии подхватывают эстафету работы с зёрнышком?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно на пекарню, на хлебозаводы (Слайд № 12 – изображение хлебозавода). Там стоят чаны с закваской, в которые добавляют муку, соль, сахар, дрожжи и специальные машины всё это перемешивают. Получается тесто для хлеба. Когда тесто подошло, его кладут в форму и ставят в печь, где испечётся душистый, горячий, ароматный хлеб.
Физкультминутка «Я пеку»
Воспитатель: А что ещё можно испечь из муки?
Ответы детей.
Воспитатель: А что ещё, что кроме хлебобулочных изделий готовят из муки? (Слайд № 13 – изделия из муки)
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий, трудный путь проходить хлеб, чтобы попасть на наш стол, как много труда нужно затратить, как много людей разных профессий трудятся с утра до ночи. Ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова», «Кто в поле не трудился, у того хлеб не уродился. Ребята, давайте вместе с Мякишем вспомним, люди каких профессий трудятся, чтобы у нас всегда был хлеб на столе? Какие машины помогают хлеборобам? Как нужно относится к хлебу?
Воспитатель: Хлеб и люди его вырастившие – это наше главное богатство и мы должны с уважением и любовью относиться и к хлебу и хлеборобам. Берегите хлеб и помните, каким нелёгким тяжёлым трудом он достаётся.
Воспитатель: Мякиш, а тебе понравилось путешествовать с нами? А вам ребята? Мне очень понравилось с вами путешествовать, и надеюсь, в будущем мы предпримем ещё не одно путешествие. Ребята, у меня есть смайлики, подойдите и возьмите нужный смайлик, который соответствует вашему настроению после путешествия и на нашем «хлебном» дереве прикрепите его. Если вам было в нашем путешествии интересно, вы узнали, что-то новое, интересное – весёлый смайлик. Если было трудно, может быть не интересно – грустный смайлик.