чулочникова ольга
Занятие по речевому развитию «Артикуляционная сказка по мотивам русского народного произведения «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию ещё один конспект авторской разработки.
Цель: Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие динамической организации движений органов артикуляционного аппарата.
Задачи:
- учить правильному выполнению артикуляционных упражнений
Публикация «Занятие по речевому развитию „Артикуляционная сказка по мотивам русского народного произведения „Три медведя“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- развивать речевое дыхание
- развивать мимическую выразительность
- активизировать словарный запас
- воспитывать интерес к народному творчеству
Материалы: Настольный театр “Три медведя ”, сухой мини- бассейн, заполненный гречневой крупой, изображения героев сказки, аудио оборудование.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки “Три медведя”;
- Рассматривание иллюстраций к сказке;
- Отработка артикуляционных упражнений;
- Мимические упражнения “Кто сердитый, кто весёлый?”
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках вокруг стола, перед ними воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Музыкальное приветствие Л Хисматуллиной “ Здравствуйте, ладошки”)
Ребята, к нам сегодня в гости снова приехал театр и будет показывать нам представление, новую сказку! Будем смотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы сказочку начать, нужно сначала отгадать о ком эта сказка.
Детям предлагается ладошками разгребать гречневую крупу в мини- бассейне, на дне которого прикреплены изображения героев сказки.
Дети: Три медведя!
Воспитатель: Верно! Молодцы! Давайте сядем поудобнее и посмотрим представление. (Открывается настольная ширма)
Одна девочка, Машенька, ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, стала звать: “Ау-ау!” (Произнесение слогового ряда несколько раз. Цель: Дифференциация звуков, развитие силы голоса)
Никто не откликнулся. Шла- шла она и пришла в лесу к домику
(Логоритмическое упражнение «Домик». Цель: Развитие координации движений.
Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом)
С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно)
И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам»,
высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу)
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) – Приглашаете? Войдем! (шаг на месте)
Открыла она дверь, посмотрела в одну сторону, в другую (упр. Часики. Цель: укрепление мышц языка, выработка его подвижности. Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.). Увидела, что в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей как раз не было дома, они ушли гулять по лесу.
(Упр. Качели. Цель: укрепление мышц языка, выработка его подвижности. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михаила Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны, третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. Похлёбка была очень горячая. Маша подула на неё, чтобы остудить (Дыхательное упражнение. Цель: Выработка правильного речевого дыхания. Глубокий вдох носом. Долгий плавный выдох) потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки. Попробовала за одной щекой, потом за другой (Упр. Хомячок Цель: укрепление и развитие мышц щёк. Надувать поочерёдно щёки. Задерживать данное положение на несколько секунд)
Потом Маша взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех (Упр. Вкусное варенье Цель: выработка движения широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укрепление мышц языка. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Обвести языком губы)
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаила Иваныча, другой поменьше - Настасьи Петровны и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала:” Ой-ой-ой!” (Произнесение слогового ряда несколько раз, чётко. Цель: Дифференциация звуков, развитие силы голоса) потом села на средний стул и тоже упала: ” Ай-ай-ай!” (Произнесение слогового ряда несколько раз, чётко. Цель: Дифференциация звуков, развитие силы голоса); потом села на маленький стульчик и засмеялась:” Ха-ха-ха!” (Произнесение слогового ряда несколько раз, чётко. Цель: Дифференциация звуков, развитие силы голоса) - так ей было хорошо.
Стульчик проломился. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу.
Там стояли три кровати: одна большая - Михаила Иваныча, другая средняя - Настасьи Петровны, третья маленькая - Мишуткина.
Девочка легла в большую (упр. Лопатка Цель: Выработка умения расслаблять мышцы языка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, задержать на несколько секунд.) - ей было слишком просторно;
легла в среднюю (Язык потянуть к носу. Цель: развитие мышц языка) - было слишком высоко;
легла в маленькую (Упр. Бегемотик. Цель: выработка подвижности нижней челюсти, развитие челюстных мышц. Широко и спокойно открывать и закрывать рот, язык спокойно лежит во рту. Повторяем упражнение 3—5 раз.) – кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула. А медведи пришли домой
(Физминутка. Цель: развитие координации движений, ослабление наступающего утомления
Все медведи в чаще жили,
Головой они крутили:
Вот так, вот так,
Головой они крутили.
Все медведи мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так, вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.)
Медведи были голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:- Кто хлебал из моей чашки? (Упр голосовое Скажи громким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса)
Настасья Петровна посмотрела свою чашку, Рассердилась (Мимическое упражнение Сердимся. Цель: Развитие мимических мышц, выработка их подвижности) и зарычала не так громко:- Кто хлебал из моей чашки? (Упр голосовое Скажи не таким громким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса) А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:- Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? (Упр голосовое Скажи тонким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса)
Михаило Иваныч взглянул на свой стул, рассердился (Мимическое упражнение Сердимся. Цель: Развитие мимических мышц, выработка их подвижности) и зарычал страшным голосом:- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (Упр голосовое Скажи громким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса)
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (Упр голосовое Скажи не таким громким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса) Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:- Кто сидел на моем стуле и сломал его?(Упр голосовое Скажи тонким голосом. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса) Медведи пришли в другую горницу. - Кто ложился на мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом. - Кто ложился на мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:- Кто ложился на мою постель? И вдруг он увидал девочку, расстроился и заплакал (Мимическое упражнение Плач. Цель: Развитие мимических мышц, выработка их подвижности) и закричал:- Вот она! Держи ее, лови ее!Он хотел ее укусить. ( Упр. Забор Цель: Укрепление круговых мышц рта, формирование корректного произношения звуков. Показать зубы. Затем показать зубы поочерёдно. Сначала верхние, потом нижние)
Но Машенька открыла глаза, увидела медведей и очень испугалась (Мимическое упражнение Испуг. Цель: Развитие мимических мышц, выработка их подвижности) бросилась к окну. Окно было открыто (Упр. Бегемотик. Цель: выработка подвижности нижней челюсти, развитие челюстных мышц. Широко и спокойно открывать и закрывать рот, язык спокойно лежит во рту. Повторяем упражнение 3—5 раз.) она выскочила в окно и убежала. Так медведи и не догнали ее.
А Мишутка очень расстроился. Маме-медведице пришлось долго качать его в кроватке и петь колыбельную:”А-а-а, а-а-а!” (Голосовое упражнение. Повторить несколько раз с разной громкостью. Цель: Развитие речевого дыхания. силы голоса)
Вот и сказочке конец, а кто слушал– молодец!
Настольный театр убирается за ширму.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята такая сказочка? О ком была сказка? Что делали герои? ( Ответы детей) Давайте похлопаем нашим гостям и попрощаемся с ними.
(Дети хлопают в ладоши)