Татьяна Степанчук
Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Космический круиз»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад №212»
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Составил:
Степанчук Т. В- воспитатель
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста „Космический круиз“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия :
Создание условий для выявление и систематизация полученных знаний и умений детей по теме «Ориентировка в пространстве»
Задачи:
Обучающие:
• Уточнить и расширить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
• Упражнять в счете в пределах 20, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
• Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению, строить из геометрических фигур более сложные по заданному чертежу.
Развивающие:
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
• Развивать моторику рук.
• Развивать навыки контроля, учить правильно оценивать свою и другую работу.
• Активизировать и обогащать словарь детей : космос, планета, центр подготовки.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать посильную помощь друг другу.
• Воспитывать интерес к математике.
• Воспитывать самостоятельность в работе.
Тип занятия : Ориентировка в пространстве
Форма совместной деятельности: занятие-путешествие по планетам «Космический круиз».
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Продолжительность: 30 минут
Участники: дети подготовительной группы
Возраст обучающихся : 6-7 года
Оборудование и материалы: индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1до 10, цветные ручки, 3 набора геометрических фигур.
Предварительная подготовка: решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления; изготовление космического корабля, солнца, созвездия Большой медведицы, кометы.
Методы и приемы работы с детьми:
Методические приё мы: практические, наглядные, словесные.
Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
1. Организационный этап
Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
3 минуты
2. Мотивация к деятельности Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. 10 минут
3. Поиск решения задач, проблем Актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве». 13 минут
4. Самоконтроль и взаимоконтроль
Учить детей наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, воспитание самоконтроля. 2 минуты
5. Рефлексия, анализ
Осознание детьми своей деятельности.
2 минуты
Ход занятия:
Этапы, последователь-ность Организация совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Интегративные качества
1. Организацион-ный этап
Цель: создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Дети стоят в кругу. Здравствуйте!
Ребята, приглашаю вас совершить путешествие, за пределы нашей планеты. В далекий и необъятный мир, полный таинственных мифов и неразгаданных загадок. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:
«Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо забраться и до Солнца долететь!» Приветствует детей Приветствуют друг друга Доброжелатель-ность, вежливость
2. Мотивация к деятельности
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
3. Поиск решения задач, проблем
Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве».
4. Самоконтроль и взаимоконтроль
Цель: учить детей наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, воспитание самоконтроля.
5. Рефлексия, анализ
Цель: осознание детьми своей деятельности.
6. Открытость
Дети садятся за столы.
- Ребята, обратите внимание на экран. Как называется этот безграничный и необъятный мир? (космосом) Правильно, космос или вселенная! У космоса не конца, нет края. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других космических тел. В космосе царит холод, мрак, нет воздуха. В бесконечной Вселенной, в космосе наша Земля - маленькая планета.
В пространстве космическом воздуха нет,
И кружат там девять различных планет.
А Солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Дети читают стихотворение «Девять планет» (на слайде появляются планеты по очереди).
Планеты вокруг Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречали мы Землю, рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше – Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы.
Малы и холодны, но их различили мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
- Ребята, я вас приглашаю в космический круиз. Совершить путешествие на волшебные планеты и познакомиться с жителями, которые на них живут. Вы согласны?
«Если в космос мы хотим, значит, скоро полетим.
Самым дружным будет наш, развеселым экипаж».
- Ребята, нам необходимо выбрать транспорт, на котором мы отправимся в космос. Поэтому, давайте попросим помощи у мастера Самоделкина, который работает в Центре подготовки космонавтов.
Самоделкин: …Привет вам дошколята!
Я – мастер Самоделкин!
Я с техникой на «ты»!
Я космонавтом помогаю осуществлять мечты.
Мечты о звёздах дальних,
Что в высоте небес.
Эту мечту Гагарин когда – то нам принес.
И каждый из вас сможет
Таким же точно стать,
И все сумеет сделать,
И все сможет узнать.
Для этого лишь надо
Приехать в центр к нам.
Мы ждем вас с нетерпением,
Мы будем рады вам!
-Самоделкин, помоги нам пожалуйста, построить летающий аппарат.
Самоделкин: Ребята, представьте, что вы в космическом бюро. Я вам предлагаю побыть конструкторами и собрать свою ракету для каждого экипажа (3экипажа).
Самоделкин достает из тубуса чертежи и отдает детям.
- Молодцы! Все справились с заданием, вы зачислены в отряд космонавтов!
Физминутка: Дружно в ногу мы идем!
Мы идем на космодром.
Мы идем на носах,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку.
И свели лопатки.
Дружно смастерим ракету
Для полета на планету.
-Ракеты готовы! Экипажам занять свои места! (дети садятся за столы)
- Ребята, к нам пришло голосове сообщение от космонавтов (видео-ролик).
Внимание на экран!
Космонавт : Всем привет мои друзья!
Снова виеть рад вас я.
И пока я хздесь летаю,
Вас всех в гости приглашаю,
Вам у нас понравится!
А заодно, поможете нам с заданием справиться!
- Ребята, вы солгласны? Внимание! Всем экипажам пристегнуть ремни! Запустить ракету! Соединить контакты, запустить двигатели, начинаем обратный отсчет.
Дети (хором) : 10, 9, 8 … 1! Пуск!
- Ребята, обратите внимание налево – летит незнакомый летающий аппарат, справа вверху – Солнце, слева внизу – летит комета, справа внизу – созвездие Большой медведицы, впереди -планета под названием «Занимательные задачи». Мы приземляемся!
Планета «Занимательных задач»
• У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)
• Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)
• На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)
• Внимание на экран! (лист с заданием каждому ребенку)
Ежик, белочка и зайчик живут на одной улице, каждый в своем домике. Зайчик и белочка живут в домиках с большими окнами. Белочка и ежик живут в высоких домиках. Соедините стрелочкой, кто в каком домике живет. Давайте проверим!
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
Планета «Цифроград»
Внимание на экран!
• Покажите, соседей числа 3, 5, 7? (2,4; 4, 6; 6, 8;)
• Сколько солнц на небе? (1)
• Покажите, число меньше 4 на 1? (3)
• Покажите, число больше 5 на 1? (6)
• Сколько дней в неделе? (7)
• Внимание на экран!
У Слоненка день рождение. Его пришли поздравить друзья. Сколько друзей у слоненка? (10) Кто пришел первым? Последним? Какой по счет ежик? Какой по счет котик? Кто четвертый гость? А кто третий?
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
Планета «Поиграйка» (дети строятся в круг)
Физминутка: Наивысший пилотаж
Нам покажет экипаж.
Хоровод планеты водят (идут по кругу).
В вышине на небосводе (руки поднять вверх,
Заключили Солнце в кгру (взялись за руки,
И летят за другом друг (бег по кругу,
Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
Планета «Геометрических фигур»
• Убери все фигуры красного цвета.
• Какая фигура здесь лишняя?
• Назови в пустых клетках недостающие фигуры.
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
Спутник «Луна» (лист с заданием)
- Перед нами Луна. Луноходу необходимо добратсья до заправочной станции. Помогите ему найти нужную дорогу.
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
Планета «Сюрпризная» (играет мелодия группы «Спейс»)
- Соедините цифры по порядку (от 1 до 20). Что за фигура получилась? Каждый из вас нашел себе на этой планете друга. Возьмите фломастеры и дорисуйте мелкие элементы, раскрасьте!
Давайте возьмем нашего друга с собой на Землю. Солгасны?
- Давайте проверим, на сколько хорошо вы справились с заданиями на двух карточках.
- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!
- Наша ракета пошла на снижение! Мы приближаемся к Земле! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа.
-Что нового вы узнали? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам понравилось больше всего?
-Я рада, что вы прошли все испытания. Каждый - просто молодец! Путешествию – конец!
Стихотворение: есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птицы скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
-Давайте ребята будем любить и беречь нашу планету!
- Ребята, на этом занятие- путешествие закончилось. Я желаю вам, быть всегда внимательными, дружными, чтобы любили и уважали друг друга и всегда всем помогали. Я предлагаю, разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли посмотреть, чем вы занимались и порадоваться вашим успехам.
Стимулирует любознательность, интерес детей к космонавтике, вовлекает в слушание.
Использует наглядные средства «Солнечной системы».
Создание игровой, проблемной ситуации: попросить помощи у Самоделкина.
Способствует групповой работе детей, осуществляет наблюдение и контроль.
Организует разминку, сочетающуюся с содержанием занятия.
Использует наглядные средства.
Создание игровой ситуации: запуск ракеты в космос.
Дает задание на умение ориентироваться в пространстве.
Задает задание стимулирующее процесс мышления детей.
Предоставляет детям возможность найти решение индивидуально.
Задает вопросы стимулирующие процесс мышления.
Организует разминку, сочетающуюся с содержанием занятия.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Предоставляет детям найти конструктивное решение.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.
Поощряет детей к высказыванию.
Вовлекает к слушанию.
Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение своим работы. Отвечают на вопросы и внимательно слушают.
Рассказывают на память стихотворение, показывают на наглядном средстве.
Принимают решение: отправиться в путешествие и выбрать транспорт.
Работают в группах, общаются, делают выбор.
Участвует в групповых действиях.
Дети слушают, сосредотачи-вают внимание.
Принимают групповое решение: взлет трех экипажей.
Практикуются в умении ориентировать-ся в окружающем пространстве.
Ищут, находят решение.
Самостоятель-но решают задание
Выполняют под диктовку, выявляют соответствие между цифрой и количеством.
Участвуют в групповых действиях.
Выстраивают порядок и
последова-
тельность.
Самостояте-
но делают выбор.
Выполняют рисунок соединив все точки последо-
вательности
чисел.
Осуществляют контроль.
Рассказывают о своих чувствах и суждениях.
Выражают эмоции посредством слов.
Предоставляют результаты своей деятельности (карточки) сверстникам и родителям. Активное общение через диалог со взрослым.
Проявляет интерес к новому.
Умение проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь.
Проявляет умение работать коллективно.
Умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями.
Проявляет интерес к заданию.
Умение проявить чувство симпатии, желание к неизвестному.
Ориентируются в окружающем пространстве.
Способны рассуждать и делать выводы.
Делают адекватные умозаключения.
Способен удерживать в памяти несложные условия.
Умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями.
Умеет выстраивать полный ответ.
Способен рассуждать и давать адекватные умозаключения.
Способен сосредоточенно действовать.
Умеет аргументировать и доброжелательно оценивать ответ.
Высказывают свою точку зрения.
Проявляют чувство симпатии и доброжелательности к окружающему миру.
Проявляет стремление радовать взрослых своими успехами.
Литература:
1. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» авторы: И. Пономарева; В. Позина;
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
3. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В. П.
Приложение 1
Дети строят по чертежем (схемам).