Жанна Пайбаршева
Занятие по развитию речи «Знакомство с марийской сказкой «Пчелиный сторож»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с культурой, бытом марийского народа. Показать национальную одежду, предметы быта народа мари, достопримечательности города Йошкар - Ола. Познакомить детей с марийской поговоркой «Для внука дедушка – советчик, для дедушки внук – помощник», с марийской сказкой «Пчелиный сторож». Развивать чувство юмора, через героев сказок. Воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий Эл. Воспитывать патриотические чувства у детей через сказки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчела. Сказки о пчелках, стихи, детская литература
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материал: Картинки и иллюстрации по сказкам; фотографии Марийской природы, г. Йошкар – Ола, летучка (светильник на керосине, крынка, грабли деревянные, лапти лыковые, корыто из берёзы, корзинка из лозы (ивовый прут, сито, марийская мелодия аудиозапись, куклы в национальном костюме, марийский костюм воспитателя, текст марийской сказки, картинки с эмоциями людей, картинка с изображением поговорки, мольберт с ребусом о животных.
Ход занятия : Дети под марийскую мелодию заходят в группу, воспитатель в национальном марийском костюме встречает детей.
Восп: Ребята, у нас сегодня будет необычное путешествие, а о чём вы сейчас догадаетесь, если ответите на вопросы: В какой стране мы с вами живём? Как называется наша малая Родина? Как вы думаете, кто с давних пор живёт в республике Марий Эл? как называется наш город, в котором мы живём?
Дети: отвечают.
Восп: Мы сегодня поговорим о нашей малой родине - Марий Эл.
У каждого листочка
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя.
Восп: Правильно, ребята. Мы все с вами живем в стране Россия. А малая наша Родина называется Республика Марий Эл. А живём мы в городе Йошкар – Ола.
Воспитатель показывает картинки с изображением марийского края и достопримечательности Йошкар – Олы.
Восп: В нашей Марийской республике живет много национальностей: и русские, и татары, и чуваши, и башкиры, и армяне, но коренным народом, который живет, в Марий Эл является – мари. Мы сегодня поговорим о народе мари. У народа мари была своя культура, свой язык, свой национальный костюм, свои бытовые предметы, которыми они пользовались каждый день. Давайте подойдём к столу, где можем мы рассмотреть, какие национальные костюмы у народов мари. Марийское платье красивое, нарядное. Оно украшено национальным орнаментом, лентами и кружевами.
Дети рассматривают марийский костюм, который надет на воспитателя, рассматривают куклы в национальном костюме.
Восп: В Марийской республике всегда было много лугов, лесов. И люди, жившие в таких природных условиях, использовали орудия труда, которые им были необходимы. Давайте подойдём к следующему столу и посмотрим, что наши предки использовали у себя в хозяйстве (воспитатель показывает грабли, лапти, крынку, лампу, корыто, корзинку, сито; дети объясняют, для чего это всё служило в хозяйстве, воспитатель уточняет).
Восп: Как вы уже все поняли, с давних времё н жили люди: они трудились, работали, растили детей. И как вы можете себе представить, они, как мы с вами имели разные настроения. Давайте сейчас подойдём к следующим картинкам и поиграем в игру «Угадай эмоцию».
Воспитатель показывает картинку, дети её отгадывают, изображают (весёлый, грустный, злой, печальный, испуганный)
Восп: В старые времена, когда ещё не было электричества, не было телевизоров, радио, мало было книг, и тем более интернета и различных телефонов, люди жили и воспитывали своих детей. Они много рассказывали о своей жизни подрастающему поколению через песни, сказки, поговорки, пословицы. Хочу вас познакомить с одной из марийских поговорок. Вы внимательно послушайте её, подумайте и скажите, чему она могла научить молодое поколение?
Воспитатель читает марийскую поговорку : «Для внука дедушка – советчик, для дедушки внук – помощник» и показывает картинку с её объяснением. Дети объясняют смысл, как они её понимают, воспитатель уточняет.
Восп: А теперь давайте мы произнесём её удивлённо, печально, весело.
Проводится игра «Назови поговорку по - разному».
Восп: Как вы думаете, а как раньше развлекали детей, когда ложились после трудового дня?
Дети: Отвечают.
Восп: Правильно. С давних времён все мамы и папы любили своих детей, и они перед сном читали сказки. Я хочу вас познакомить с одной из марийских сказок, которая называется: «Пчелиный сторож». Вы внимательно её послушайте и постарайтесь потом сказать про что эта сказка, что в ней, правда, а что шутка.
Воспитатель читает текст.
Пчелиный сторож
Когда-то у моего отца была пасека. Всем своим пчё лам отец давал имена: одну звал Анной, другую - Майрой, третью - Тайрой. Всем дал он какое-нибудь имя. Однажды послал меня отец караулить пчел. А пасека, надо сказать, была за речкой Вяткой.
Подошё л я к речке и вижу: на том берегу Вятки огромный медведь поймал пчелу Тайру и раздирает её на части. Что делать? Я туда, сюда. Бегал-бегал, искал лодку - не нашёл. Схватил я себя за волосы и перебросил на другой берег. А медведь совсем уж Тайру разодрал, только валяются на земле её крылья.
Собрал я пчелиные кости и стал складывать из них поленницу. Складывал-складывал - выросла моя поленница до самого неба, упёрся я головой в облако. Тут подул ветер, и я рухнул вниз, на землю. Упал я вниз, угодил в болото и увяз в нём по пояс. Барахтался-барахтался - никак не могу выбраться. Что делать, думаю? Сбегал домой за железной лопатой, еле-еле откопал себя. А если бы не откопал, наверно, там и погиб бы я.
А медведь к этому времени съел Тайру, объелся - пошевелиться не может. Развалился он на лужайке да греет своё толстое брюхо на солнышке.
- А-а-а! - закричал я. - Попался!
Медведь вскочил - и бежать! Медведь бежит, я - за ним, медведь - бегом, я - скоком, медведь - скоком, я - бегом. Вот-вот догоню его. Да тут оказался на пути дуб, а в том дубу - дупло. Медведь-туда! Подошёл я к дубу, смотрю: дупло-то маленькое, даже мой палец - и тот не лезет. Что делать? Тогда разбежался я и прыгнул в дупло с разбега - прямо к медведю. Схватил его за бороду и говорю:
- Вот теперь попался!
Хотел его оттуда вытащить, да дыра в дупле мала: и самому не выйти, и медведя не вывести. Что делать? Подумал, подумал я, сбегал домой, принёс пилу с топором, свалил дуб и вышел из дупла. Вышел сам и медведя вытащил.
Стал медведь со мной бороться. Я тогда ещё маленьким был, силёнки было мало. Разодрал меня медведь и проглотил.
Вот сижу я в животе у медведя и задыхаюсь. Что же делать? Сбегал домой, принёс острый нож и распорол медвежье брюхо. Распорол его, снял шкуру, внутренности вытащил, разрезал кишки. Еле-еле отыскал себя в медвежьем желудке. Если бы не нашёл, наверно, там бы и сдох.
Спас себя от медведя и пошёл на пасеку пчёл сторожить.
Пришё л и вижу: летает Тайра вместе с другими пчелами, как ни в чём не бывало. Наверное, и сегодня летает.
Сказка туда, а я сюда.
Восп: Задаёт вопросы, дети отвечают.
• Как называется сказка?
• Почему данная сказка так называется?
• Кто главные герои сказки?
• Как звали пчёл? (Анна, Майра, Тайра)
• Что вы заметили необычного и смешного в этой сказке?
• Хотите, чтобы я её ещё раз прочитала?
Восп: Что нового узнали сегодня? О чем можете рассказать своим друзьям, родителям?
Восп: Марийский край, родной
На карте мира ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах наш край Марийский милый
Ты как цветок, прекрасен, юн и чист. (С. Вишневский)