людмила тугова
Знакомство с ненецкой народной сказкой «Человек и собака»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с ненецкой народной сказкой «Человек и собака».
Цель: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки; передавать, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
Задачи: Уточнять знания детей о своеобразии жизни ненецкого народа : природа, жилища, одежда, труд; о животных Севера. Закреплять умение раскладывать серию картин в соответствии с последовательностью событий в сказке, отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Повышать речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности. Воспитывать культуру речи при ведении диалога; любовь к животным, чувство уважения к жизни и традициям других народов.
Публикация «Знакомство с ненецкой народной сказкой „Человек и собака“» размещена в разделах
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
Материал: Презентация; игрушки «Вывко-Жужжалки» по количеству детей; две веревки для подвижной игры; конверты с карточками по количеству детей; элементы костюмов героев сказки; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером.
***
Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Поприветствуем всех. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Слайд №1. Карта России.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная; когда на юге тепло и светит солнце, на севере лежит снег. В России живет много разных народов, не только русские.
Слайд № 2. А как называется эта часть России? (Это Ямал)
Воспитатель: Как вы думаете, что мы с вами сегодня узнаем? (Ответы детей)
Правильно сегодня мы с вами поговорим о северном народе, который живёт на Ямале.
Слайд № 3. На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем, и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление, которое переливается разными цветами.
Слайд№ 4. Как называется это явление? (Северное сияние).
Слайд № 4. Природа России очень разнообразна, мы с вами об этом уже говорили. Это и леса, и горы, и степи. А кто помнит, как называется густой дремучий лес? (Тайга)
Слайд № 5. На севере есть районы, где намного-много километров тянется тундра. Повторите это слово (Хором, индивидуально). Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками.
Слайд № 6. Посмотрите на картинку изображающую лишайник.
Слайд № 7. В тундре можно встретить карликовую березку. Она называется карликовая потому, что маленькая очень, низкорослая.
- А кто из вас был летом в лесу? Какие ягоды вы собирали в лесу? (Землянику, чернику)
Слайд № 8. А в тундре растут дикие ягоды, которые выдерживают сильные морозы – это брусника, голубика, морошка.
- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей)
Слайд № 9. Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж.
Слайд № 10. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца.
Слайд № 11. Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, - это якуты, эвенки, на Ямале это ненцы. Их профессия – оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часть переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Там, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур, его можно быстро разобрать и перевести на другое место.
Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях и в океанах, и в реках.
Слайд № 12. Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, где почти весь год лежит снег.
- На чем они переезжают с места на место? (ответы детей)
Слайд № 13. Эти длинные легкие сани называются нартами. Нартами управляет каюр, а также в нарты запрягают ездовых собак.
- Из чего сшита одежда? (Из меха)
Слайд № 14. Это меховая одежда называется малица. Малица шьется из оленьего меха. Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду их оленьего меха, рукавицы.
Слайд № 15. У ненецкого народа есть свои игрушки и игры. А хотите, я научу вас в одну из игр? Давайте пройдем на ковер. Игра называется «Вывко»-«Жужжалка».
Вывко—пуговица с продернутой, замкнутой крепкой ниткой через оба отверстия. Играющие должны закрутить нитку, А затем делать движения, напоминающие игру на миниатюрной гармошке. Пуговица должна шуметь и посвистывать, как ветер. Чей вывко прожужжит дольше всех, то и победил.
Молодцы, вам понравилась игра?
У ненцев свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Они придумали много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из сказок. Называется она «Человек и собака». Собаки очень помогают оленеводам. Их запрягают в нарты, они очень быстро бегут, они помогают охотиться на зверя и пасти стадо оленей. Присаживайтесь удобнее и слушайте сказку.
Чтение ненецкой сказки воспитателем (развитие слухового внимания)
Ненецкая народная сказка «Человек и собака»
Жила в лесу собака. Скучно ей стало одной жить. Пошла она себе товарища искать. Идет раз собака по лесу, а навстречу ей бежит заяц. Собак и говорит :
- Зайчик, давай вместе жить!
- Что ж, - отвечает зайчик, - давай!
Стали они жить вместе. Настал вечер. Легли спать. Вот ночью собака залаяла. Заяц проснулся, испугался и говорит:
- Зачем ты лаешь? Придет волк и съест нас.
Как услышала это собака, подумала: «Плохого нашла я себе товарища. Трусливое у зайца сердце. Волк, наверное, никого не боится».
И пошла собака по лесу волка искать. Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей бежит волк. Собака волку и говорит :
- Волк, давай вместе жить!
- Что же, - отвечает волк, - давай!
Наступил вечер, легли они спать. Заснул волк. В самую ночь залаяла собака. Проснулся волк, испугался. Стал собаку бранить :
- Зачем ты лаешь? Придет медведь и съест нас.
Как услышала это собака, подумала: «И волк не очень-то силен, если медведя боится. Медведь, наверное, всех сильнее».
И пошла собака по лесу медведя искать. Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей медведь. Собака и говорит :
- Медведь давай жить вместе!
- Что же, - отвечает медведь - давай!
Как завечерело, легли спать. Заснул медведь. В самую полночь залаяла собака. Проснулся медведь, испугался. Стал собаку бранить :
- Зачем ты лаешь? Придет человек с ружьем и убьет нас. У человека ружье есть.
Как услышала это собака, подумала: «И этот трус. Не годится он мне в товарищи. Вот человек, наверное, никого не боится».
И побежала собака человека искать. Долго ли, коротко ли шла, встретила человека. Он в лесу на охоте был. Собака и говорит :
- Человек, давай вместе жить!
- Давай, - ответил человек.
И повел человек собаку к себе в чум. Настал вечер. Лег человек спать. В самую полночь залаяла собака. Проснулся человек, не испугался. Закричал:
- Если хочешь, есть, собачка, поешь. Только мне спать не мешай.
Видит собака, что человек никого не боится, и стала жить вместе с ним. Так до сих пор и живет.
Пересказ сказки по серии сюжетных картин.
Ребята, у вас на столе лежат конверты с карточками. С их помощью вы расскажите сказку. Рассмотрите внимательно карточки разложите их по порядку.
- Вспомните начало сказки? Кого встретила собака в лесу? Какая картинка будет первой? Выберите следующую картинку. Посмотрите внимательно, на какое место надо поставить эту картинку? (последней) Куда мы положим последнюю картинку? (между 2 и 4)
- Вам понравилась сказка? Как она называлась?
- Что предложила собака зайчику, волку, медведю?
- Расскажите, что произошло с каждым из этих героев в сказке?
- Кого еще повстречала собака в лесу? (Человека)
- Что предложила она ему?
- Почему человек никого не боится, а звери боятся всех?
- Почему не сложилась дружба собаки с зайцем, волком, медведем?
- Каким показан человек в сказке?
- Какими оказались звери по сравнению с человеком?
- Кто хочет рассказать нам сказку?
Физминутка:
Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.
А давайте поиграем с вами в сказку, разыграем диалог, между героями сказки. Распределим роли. Кто хочет быть собачкой? (зайцем, волком, медведем, человеком) Лучшая награда актерам – громкие аплодисменты. Похлопайте участникам. Молодцы справились с заданием.
Итог.
Что нового узнали для себя? С какой сказкой познакомились? Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел рассказать детям? (Человек любит животных, и заботится о них.) Я благодарю вас всех за активное участие. Мне было приятно у вас в гостях, но пришло время попрощаться. На память о себе я хочу подарить вам ненецкую сказку «Человек и собака» и Вывко-Жужжалки. Похлопайте себе, вы молодцы! Давайте скажем «до свидания» нашим гостям.
Ожидаемый результат:
знать:
• о своеобразии жизни ненецкого народа : природа, жилища, одежда, труд; о животных Севера,
• ненецкие игры «Вывко-Жужжалка», «Каюр и собаки»;
• содержание ненецкой сказки «Человек и собака».
уметь:
• раскладывать серию картин в соответствии с последовательностью событий в сказке, отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
• при построении речевого диалога по мотивам сказки использовать отдельные фразы из сказки;
• передавать эмоциональное состояние героев сказки различным и средствами выразительности (интонацией, мимикой, пантомимикой).