Ясакова Мария
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов»
Задачи
• Закрепить знания о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте.
• Формировать умения составлять предложения по «живой модели».
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Составление предложений по „живой модели“, Многозначность слов“» размещена в разделах
• Воспитывать речевое внимание.
• Развивать творческое воображение.
Материалы и оборудование: настольный театр «Теремок», лисичка (мягкая игрушка, карточки (заготовки) по количеству детей, цветные карандаши.
Непосредственно образовательная деятельность
Здравствуйте, ребята, я думаю, все любят сказки? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и посмотрим с вами сказку теремок. Садитесь удобнее, отправимся в путешествие. (Настольный театр «Теремок»).
А теперь проходите за столы, давайте вместе найдём короткие предложения в тексте, и графически запишем эти предложения в тетради, а я буду записывать на доске.
Стоит в поле теремок ___ __ ___.
Бежит мышка - норушка ___ ___.
Бежит зайчик - побегайчик ___ ___. и т. д.
Какие вы молодцы, все справились с заданием. Ой, ребята, кажется, к нам кто-то спешит, слышите?
В гости к нам пришла лисичка. Ребята, скажите, лисичка какая (рыжая, хитрая). Ребята, давайте попробуем составить предложение по «живой модели». Сейчас мы с вами разделимся, кто-то будет «лисичкой», а кто-то «хитрой». Мы с вами попробуем смоделировать предложения :
Хитрая лисичка.
Лисичка хитрая.
Теперь мы добавим действия «идёт» или «лежит».
- Хитрая лисичка идёт.
- Лисичка хитрая лежит и т. д.
Ребята, а давайте все вместе превратимся в лисичек!
Дружно детки покружились,
И в лисичек превратились.
Физкультминутка «Лисичка»
У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я — охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)
Вот мы и отдохнули, а сейчас поговорим о словах и об их значениях.
Смотрите, как много вокруг нас различных предметов и каждому дано название, и он выражено определённым словом (стул, шкаф, игрушка). Но есть слова, которые называют несколько предметов. Послушайте стихотворение
Д. Лукича «Ключ».
Много разных есть ключей :
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Скажите, какие бывают ключи? (дети отвечают). Правильно. Одно слово «ключ» обозначает много разных предметов, имеет много значений. Это слово многозначное.
Теперь приготовьте мне свои пальчики, мы с ними тоже немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
На опушке дом стоит. (Сложить ладони домиком над головой).
На дверях замок висит. (Сомкнуть ладони в «замок»).
За дверями стоит стол, (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой).
Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопырены).
Тук - тук - тук! Дверь открой! (Постучать кулачком одной ладони о другую).
Заходите, я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной)
Вот и пальчики наши отдохнули и могут приступить к работе. Мы с вами поиграем в «Волшебные карточки», я сейчас раздам вам карточки, в каждой карточке изображена какая-либо деталь, вам необходимо будет дорисовать картинку и раскрасить (квадрат, треугольник, прямоугольник, флажок).
Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? Кто приходил в гости? А что вам больше всего запомнилось (ответы детей? Вы сегодня старались, хорошо отвечали на вопросы, мне очень понравилось, как вы внимательно слушали. Спасибо большое за внимание.
Используемая литература:
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду : Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. 144с.»
Интернет ресурсы:
https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9lem90ZXJpa2VyLnJ1L2thay1wb21vY2gtcmViZW5rdS1vc3ZvaXQtcG9ueWF0aWUtcHJlZGxvemhlbmllLWl2LXNvc3RhdmxlbmllLXByZWRsb3poZW5paS1wby8%3D
https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly90bHRhdWRpdC5ydS9tZWRpY2luYWwtcGxhbnRzL2l2LXNvc3RhdmxlbmllLXByZWRsb3poZW5paS1wby1rYXJ0aW5rYW0tc29zdGF2bGVuaWUtcHJlZGxvemhlbmlpLXBvLXpoaXZvaS8%3D