Вихарева Анжела Валентиновна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Родители мало уделяют внимания, как заучиванию стихотворений, так и семейному чтению. Недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихотворений, способах подачи их детям.
Цель:
Приобщать детей к поэзии. Помогать, детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Задачи:
Познакомить детей с произведениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Чтение и заучивание стихотворений о зиме“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Заучивание стихотворений
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Расширять словарный запас детей, закреплять знания о признаках зимы. Вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы и слушание стихотворений, воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование:
4 мольберта, указка, телевизор (плазма). Картины о зиме : 2 из серии «Окружающий мир», тема «Времена года» С. Вохринцевой «Демонстрационный материал», и 1 картина «Времена года» С. Вохринцевой «Многофункциональная коллективная аппликация», «Зимний лес», аудиозапись стихотворений А. Фета «Мама! Глянь- ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокращении, видеоклип по стихотворению Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз красный нос». Волшебный сундучок, снежки (настоящие и бутафорские, элементы костюма Мороза-воеводы (колпак, борода, посох).
Предварительная работа: наблюдения в природе за явлениями природы зимой; рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы; беседы о зиме, разучивание песен, танцев о зиме, о Новом годе.
Ход:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз - волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нём?
Ну, тогда, отгадайте загадку:
«В руках он лепится легко
Детишкам развлечение
Холодный, кругленький комок
Как зовут его… (снежок)
Воспитатель: (Даёт потрогать, настоящий снежок, затем убирает.)
Какой он?
Ответы детей: (холодный, снежный, белый)
Вопросы детям:
1. В какое время года мы лепим снежки?
2. Что ещё можно делать зимой?
3. Какой зимний праздник все люди ждут с нетерпением? А вы уже готовитесь к празднику?
4. Кто уже учит стихи для Дедушки Мороза?
(Ответы детей).
Воспитатель: Если кто-то ещё не успел выучить, не расстраивайтесь. Я сегодня предлагаю послушать стихи о зиме. И если они вам понравятся, можно выучить, согласны? Тогда я приглашаю вас на зимнюю прогулку.
Стоят 4 мольберта. На них расставлены «зимние картины», прикрытые спанбондом, как «снежные сугробы».
(Под музыку дети идут около мольбертов).
Воспитатель: Давайте подойдём к 1-й зимней картине. (Открывает её)
Что здесь изображено?
Ответы детей: (снег - белый, пушистый)
Воспитатель: Давайте о белом, пушистом снеге послушаем стихотворение, Ивана Захаровича Сурикова «Зима» (предлагает детям присесть).
(Дети слушают в грамзаписи стихотворение).
(Под музыку подходят к следующей картине).
Воспитатель: А вот ещё одна зимняя картина. Что вы здесь видите?
Ответы детей: (дети катаются на санках с горы).
Воспитатель: объясняет детям, что раньше санки называли «салазками».
Слушают стихотворение : Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь - ка из окошка.»
Воспитатель: Идём дальше. (Под музыку подходят к 3 картине). Что же здесь? Везде лежит снег: и на лесных тропинках, и на верхушках деревьев - это сосны. Такой лес из сосен называется БОР. Давайте повторим (бор). А дед Мороз, какой важный, сильный как главный начальник, как воевода. Его так и называют Мороз - воевода. Давайте повторим (Мороз - воевода). Вот он как важно шагает, обходит владенья свои, проверяет, замёрзли ли реки, озёра, везде ли лежит снег.
Воспитатель: предлагает посмотреть видео - клип на стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
Вы услышали три стихотворения. Какое из них вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А мне, больше всего понравилось стихотворение Николая Алексеевича Некрасова про Мороза - воеводу.
Читает стихотворение.
Затем повторяет первое четверостишие.
Воспитатель:
Не ветер бушует над бором… (Объясняет, бушует, значит - воет, дует).
Не с гор побежали ручьи (показывает указкой на картину)
Мороз – воевода дозором (показать, объяснить) Дозором это - очень зорко он смотрит как в подзорную трубу на свои владенья на всю природу, которая его окружает.
Обходит владенья свои…
Воспитатель: Хотите его запомнить вместе со мной?
Я вам его ещё раз прочитаю. (Воспитатель читает стихотворение, первые 4 строчки).
Подумайте и скажите: «Тихо идёт Мороз по лесам и полям или нет?»
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, громко, шумно. Идёт, по деревьям шагает, трещит по замёрзлой воде…
Давайте попробуем прочитать это стихотворение вместе со мной.
Но сначала, только с девочками и не очень громко. (Девочки читают)
(Мальчики присаживайтесь).
Сейчас с мальчиками, достаточно громко, но без крика и очень размеренно.
(Мальчики читают)
(Девочки садятся на места).
Воспитатель: А сейчас в чтении стихотворения пусть нам поможет «снежный комочек». (Достает один)
(Встают в круг).
Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжайте и передавайте комочек друг другу.
(Дети по цепочке передают комочек, проговаривая слова).
НЕ ветер бушует над бором…
(Комочек возвращается в руки воспитателя).
Воспитатель: У меня есть колпак, пушистая борода, посох. Как вы думаете, чьи они?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, Мороза–воеводы. Давайте нарядим Морозом-воеводой Ваню.
(Дети берутся за руки, шагают по кругу, читают вместе).
Воспитатель: Кто хочет один прочитать стихотворение, кто запомнил?
Ответы детей.
(Дать оценку ребё нку: выразительно, ничего не забыл (ла, громко)
Воспитатель: Вот какое замечательное стихотворение мы сегодня учили. И Деду Морозу на празднике оно очень понравится.
(Воспитатель обращает внимание детей на 4 картину).
Ребята, посмотрите ещё одна картина. Давайте посмотрим что там?
Открывает картину, как будто ничего не видит на ней.
Воспитатель: Ну, что там нарисовано?
Ответы детей: (ничего)
Воспитатель: Как ничего? Это наверно Зима заколдовала картину. Давайте мы с вами вспомним, о чём мы сегодня слушали зимние стихотворения, может она и расколдуется?
Дети называют и по очереди раскрывают «сугробы».
Ответы детей.
( Под сугробами: снежинка (снег, санки, фотография Мороза - воеводы) Воспитатель: Всё открыли и даже место осталось. Можно ещё что-нибудь нарисовать зимнее. Мы с вами дорисуем на следующем занятии. с
Воспитатель:
1. Захотелось вам выучить эти стихотворения?
2. А о чём они все?
3. О каком времени года?
4. Кому можно рассказать эти стихи?
Ответы детей: маме, папе, самому главному зимнему гостю на празднике Дедушке Морозу.
Воспитатель: А где же наши снежные комочки, наверное, залежались в волшебном сундучке. Давайте поиграем в нашу любимую игру – «Снежки».
Литература:
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. - М. : Мозаика - Синтез, 2014. -80 с. : цв. вкл.
С. Вохринцева проект Планета земля «Демонстрационный материал» (для педагогов и родителей); «Зима» серия «Окружающий мир» от Россиночки; Тема «Времена года».
С. Вохринцева Многофункциональная коллективная аппликация «Времена года»; «Зимний лес».
Н. Вересокина «Игра в снежки»
Ссылка видеоролика Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз красный нос».
https://yandex.ru/video/preview/15173213796097181385