Светлана В
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Знатоки русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 6-7 лет, подготовительная группа.
Цель: Развитие у детей речевых и коммуникативных способностей с использованием игрового формата с элементами соревнования.
Программные задачи:
1. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.
2. Продолжать развивать монологическую речь детей, их творческий потенциал в области речи, а также стимулировать интерес к самостоятельному сочинительству.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Развивать навыки диалогической речи, учить детей участвовать в коллективном разговоре, адекватно отвечать на поставленные вопросы.
4. Упражнять в умении составлять предложения, используя деформированный текст, и согласовывать слова (род, число, падеж) в предложении.
5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, а также чтение коротких слов.
6. Способствовать формированию у детей навыков составления связных высказываний и рассуждений, включая сложноподчиненные предложения с использованием союзов.
7. Продолжать закреплять умение формировать словосочетания из предложенных слов.
8. Поддерживать интерес к литературному жанру загадки.
9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию и воображение у детей.
10. Формировать умение работать в малых группах, развивать навыки договоренности, способствовать радости не только за свои успехи, но и за успехи сверстников, а также оценивать свои достижения.
Педагогический процесс.
Введение.
Приветствую вас, мои дорогие! Я Буратино, и я здесь сегодня, чтобы провести увлекательное время с вами. Как вас зовут? (Дети передают мяч, представляя себя.)
Дети, вы любите игры? У меня есть увлекательное предложение для вас — игра под названием "Эрудиты Родного Языка".
Хотите попробовать?
И кто, по вашему мнению, такие эрудиты? (Дети делятся своими ответами.)
А что такое родной язык? (Опять же, дети делятся своими мыслями.)
Прежде чем начнем игру, выберите каждый символ: сову или книгу. Сова символизирует мудрость, поэтому вы будете "Мудрецами", а книга, как источник знаний, делает вас "Знатоками". Согласны ли вы с этими названиями или предпочли бы выбрать что-то другое?
(Дети стоят в полукруге перед игровым столом.)
Теперь давайте ознакомимся с правилами. У вас перед глазами игровое поле с заданиями. Каждая команда поочередно бросает кубик. Количество точек на кубике определяет, на сколько клеток нужно передвинуть фишку и какое задание следует выполнить. По завершении каждого задания вы оцениваете свой результат, используя красные фишки.
Победит та команда, которая успешно выполняет все задания и собирает наибольшее количество очков.
1. «Теннис» (быстрые ответы)
Необходимо быстро и правильно отвечать на вопросы. Команда добавляет себе фишку за каждый правильный ответ.
- Что люди видят, когда они спят? (Сон.)
- У кошки есть шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)
- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)
- Где растет пшеница? (На поле.)
- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)
- Как называется куча снега? (Сугроб.)
- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)
- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)
- У зверя есть шкура, а у дерева? (Кора.)
- Из чего варят суп из мяса, а из фруктов? (Компот или варенье.)
- Чем рубят дрова? (Топором.)
- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Какой инструмент предназначен для забивания гвоздей? (Молоток.)
- Каков вкус воды морей и океанов? (Соленая.)
- Что нужно для утоления жажды? (Вода.)
- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)
2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).
Задание на внимание и сообразительность. Необходимо составить предложение из деформированных слов (команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают фишку).
- Таня и Саша пошли в лес гулять.
- Рядом в траве кто-то плакал.
- У белочки на лапке была ранка.
- Дети взяли белочку домой.
- Они стали лечить белочку.
- Дети отпустили в лес здоровую Белочку.
3. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Игра "Что из чего сделано?" с передачей мяча. Тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Пластилиновая лиса сделана из пластилина.
- Соломенная шляпа сделана из соломы.
- Хрустальная ваза сделана из хрусталя.
- Фарфоровая чашка сделана из фарфора.
- Шелковое платье сделано из шелка.
- Резиновый мяч сделан из резины.
- Абрикосовое варенье сделано из абрикосов.
- Меховая шуба сделана из меха.
- Картофельное пюре сделано из картошки.
- Земляничный сок сделан из земляники.
- Кожаная сумка сделана из кожи.
- Каменная стена сделана из камня.
4. «Гадание»
В данной задаче вам предлагают загадки, и в зависимости от их содержания вы должны назвать сказку или персонажа.
Почти стала женой крота
И усатого жука.
Вспомни, как она летала
С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)
Скрипит зубами, водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется… (Баба Яга.)
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленой кожей
И стала красивой и очень привлекательной. (Царевна – лягушка.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
В сказке небо синее,
В сказке птицы странные.
Печенька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)
5. «Возможность» - возможность выбрать команде любое задание на игровом поле по своему желанию.
6. «Черный кот» – «Расшифруй слово».
Черный кот перешел вам дорогу, и его задание сложное. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, располагая буквы по порядку.
(За правильный ответ – фишка. Команды выполняют задание за столом.)
7. «Доктор Айболит» - физкультминутка.
8. «Театр» - составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.
Здесь представлены сюжетные картинки, необходимо расположить их в порядке. А теперь рассмотрим, что изображено на каждой из них.
Работа по первой картине:
1. Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка, наряженная под девочку в сарафан, играет с шариком, как человек)
2. Какая мышка? (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)
3. А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)
4. Мышка подбрасывала шар и говорила. Что же говорила? (Ах! Какой ты красивый, как мне нравится с тобой играть.)
5. Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.
6. Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)
7. Что думает кот, глядя на мышку?
Работа по второй картине:
8. Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)
9. А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший на землю шар.)
Работа по третьей картине:
10. Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)
11. От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик.)
12. Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)
Работа по четвертой картине:
13. Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)
14. Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)
15. Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)
16. А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)
17. Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)
18. Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – мышка. Другая команда – кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.)
19. «Цепочка слов»
20. Разложите картинки последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.
21. У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.
22. У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.
23. За правильный ответ, команда берет себе фишку.
24. В конце игры подсчитываются фишки.
25. Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?