Елена Ильина
Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы в рамках Международного дня родного языка.
Цели: пробудить интерес к родному языку
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- День родного языка, 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- обогащение представлений детей о том, что язык – это живое
изменяющееся явление;
- расширение активного словаря;
- расширение представлений об истории создания книг.
Коррекционно-развивающие:
- развитие когнитивных и речевых возможностей для объяснения
незнакомых слов;
- развитие умения анализировать процесс изменения слов;
- понимание и объяснение переносного значения слов;
- закрепление навыка послогового чтения;
- закрепление навыка списывания и печатания слов.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к родной истории, родному
языку;
- реализация творческих и аналитических способностей;
- развитие навыка самоконтроля;
- формирование умения слушать друг друга, радоваться чужим
успехам.
Предварительная работа
- чтение русских народных сказок, былин;
- знакомство с русскими пословицами;
- знакомство с крылатыми выражениями;
- знакомство с многозначностью слов;
- обсуждение значения незнакомых слов;
- рассказ о происхождении слов «радость», «спасибо»;
- знакомство с древнерусским алфавитом;
- рассказ-презентация о истории создания книг;
- рассказ о традициях оформления древнерусских книг;
- знакомство с древнерусским письмом на бересте;
- рассказ о новгородском мальчике Онфиме;
- рассматривание изделий из бересты;
- раскраска сказочных персонажей для создания макета «Русская старина»;
- изготовление закладок для книг по мотивам хохломской росписи.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
1. Учитель-логопед читает отрывок из «Слова о полку Игореве»:
«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича».
- Дети, вы поняли, что я прочитала?
- Были в тексте знакомые слова?
- На каком языке я читала?
Логопед обобщает ответы детей:
- Я читала отрывок на русском языке. Так говорили на Руси тысячу лет назад. Язык, так же как и люди растет и изменяется.


2. Некоторые слова можно узнать.
- Что значит «братие» – братья, друзья.
- «Начати старые словесы» – начать старыми словами.
3. Логопед предлагает подумать, где можно найти старые слова. Обобщает ответы детей – в русских народных сказках, былинах.
4. Логопед предлагает подобрать пару старым словам.
Игра «Узнай и измени словечко».
Град – город, врата – ворота, глас – голос, злато – золото, власа – волосы, глава – голова, брег – берег, хлад – холод, млеко – молоко.
Обсуждаем с детьми, как получились новые слова.
Логопед обобщает – во всех этих словах появился гласный звук О.
5. Рассматриваем иллюстрации с старинными книгами, обращаем внимание на то, что шрифт другой. Дети пробуют прочитать слова «око», «длань», «чадо», «лепота» и объяснить значение этих слов.
6. Дети рассматривают макет «Русская старина» на доске. Логопед предлагает детям прочитать слова на полосках и расположить их на макете.


7. Логопед предлагает вспомнить сказочных героев. Дети называют – Данила-мастер, Никита Кожемяка, Василиса Премудрая, Марья Искусница. Логопед предлагает пригласить одного из мастеров на праздник 8 марта.
Дети предлагают написать письмо Марье Искуснице.
8. Все вместе вспоминаем, мальчика Онфима, который писал на бересте.
9. С помощью логопеда дети составляют письмо и записывают его на бересте. Каждый ребенок списывает несколько слов.


10. Обсуждаем с детьми, как переслать письмо. И решаем положить его в книжный уголок, рядом со сказками.
11. После прогулки дети находят на том же месте ответное письмо от Марьи Искусницы. Все с нетерпением ждут праздника.


