МААМ-картинки

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие муравья»

Татьяна Ушакова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие муравья»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах смысловой связи предложений в рассказе.

2. Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему.

3. Закрепить умение детей пользоваться простыми предлогами в предложении.

4. Развитие словарного запаса по лексическим теме «Насекомые».

5. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

6 Воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации.

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие муравья“» размещена в разделах

Оборудование: Картинно-графический план; фигурки насекомых, предметные картинки; схемы предлогов — «солнечные зайчики»; раздаточный материал: предметные картинки, схема, обозначающее слово-действие; разрезные картинки муравья, персонажи театра марионеток (муравей, пчела, лягушка, палочки.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Логопед: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?

(Показ игрушки муравья)

Дидактическая игра «собери картинку из частей»

Каждый ребенок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.

Логопед: Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?

Ответы детей.

Логопед: Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке)

Логопед: А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

Ответы детей.

Логопед: А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки и находят насекомых на лужайке)

Загадки:

Летает, а не птица,

а нос как спица… (комар)

Черен, а не ворон.

Рогат, а не бык.

Шестью ногами, но без копыт. (жук)

Прыгает пружинка

Зелененькая спинка,

С былинки на травинку,

С травинки на тропинку. (кузнечик)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очки,

Летит-стрекочет. (стрекоза)

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз. (муравей)

Разбойник садовый,

Поясок медовый. (шмель)

2. Работа над схемой предложения с использованием предлогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Давайте соберем их.

Дети берут «солнечных зайчиков» и видят, что на них нарисованы схемы предлогов.

Логопед: Ой, да это необычные «солнечные зайчики», на каждом из них нарисовано какое-то маленькое словечко (схема предлога). (Дети называют их)

Ребята, давайте придумаем предложения про насекомого, используя маленькие словечки.

Дети составляют предложения при помощи схем.

Логопед: О ком говорилось во всех этих предложениях? (Каждый ребенок называет)

Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муравья, божью коровку, кузнечика? (Насекомые).

Логопед: Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.

3 Физ. Минутка.

Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают и ловят)

Игра «Поймай жучка».

Логопед: Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего муравья?

Жук: Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет, бабочка и воздушный шарик, паук и ткач, жук и трактор.

Ответы детей.

Жук: А домик-муравейник только что кто-то сломал!

Дети находят веточки или палочки.

Логопед: Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.

Послушаем историю нашего муравьишки.

4. Знакомство с текстом цепной структуры.

Ветер сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела отнесла муравья в муравейник.

Инсценировка текста с помощью театра марионеток.

5. Беседа по тексту.

Вам понравился рассказ? (Да)

О ком он? муравье)

Где висел листок? (На дереве)

Что с ним случилось? (Сорвал ветер)

Кто сидел на листке? (муравей)

Куда упал листок? (В пруд)

Кто жил в пруду? (Жаба)

Что она хотела сделать с муравьишкой? (Хотела съесть)

Как муравьишка закричал? (Громко)

Кто спас муравья? (Пчела)

Как она его спасла? (Отнесла в муравейник)

6. Словарно-сенсорная работа.

Детям предлагается выбрать из банка представленных картинок нужные, те, которые относятся к данному тексту. На столе набор предметных картинок.

Логопед: Ребята, помогите мне найти картинки, которые подходят к нашему рассказу.

Каждый выберет одну картинку.

После выбора нужных картинок проводится словарная работа. Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре (сорвал, муравей, пруд, пчела, муравейник).

Уточняется семантика слов: сорвал – оторвал, сдернул, что еще можно сорвать;

муравейник – жилище муравья.

7. Знакомство детей с предметно-графическим планом.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь записан наш рассказ.

Но записан он не словами, а картинками.

Это первое слово, какое? (ветер).

Далее стрелка – это слово-действие (сорвал).

Потом еще одно слово (листок).

Все вместе они составляют предложение. Ветер сорвал с дерева листок.

Это первое предложение нашего рассказа. Но в нашем рассказе много предложений, давайте назовем их.

Далее «прочитывается» каждое предложение детьми с помощью воспитателя.

Логопед: Ну вот, наш рассказ составлен.

Сколько предложений в нашем рассказе? (Восемь)

8. Моделирование «поломки».

Под музыку появляется отрицательный персонаж – жаба и нарушает предметно-графический план (часть плана закрывается).

Логопед: Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли)

Каких картинок не хватает? Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)

Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети читают те предложения, в которых исчезли картинки)

Дети постепенно восстанавливают текст.

Логопед: А теперь послушайте этот рассказ еще раз.

Воспитатель прочитывает рассказ с опорой на предметно-графический план.

9. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.

Логопед: А сейчас вы расскажите мне этот рассказ.

2-3 ребенка пересказывают рассказ.

Заключительная часть.

Подводится итог занятия.

Логопед: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, вернули муравьишку домой, рассказали историю про муравья, жабу и пчелу. За это муравей приготовил вам сюрприз. Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература. Цель: закрепить знания детей о русских.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей.

Конспект НОД по развитию речи «От А до Я» в подготовительной группе «Путешествие по алфавиту»Конспект НОД по развитию речи «От А до Я» в подготовительной группе «Путешествие по алфавиту» Тема: «Путешествие по алфавиту» Цель: формировать представление о буквах алфавита. Задачи: - обогащать знания детей о буквах алфавита;.

Конспект ОД по познавательному развитию «Не обижайте муравья: он маленького роста…» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие муравья»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 16:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД