Марина Хахина
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир птиц родного края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе
’’Путешествие в мир птиц родного края’’
Программное содержание:
• Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами;
• Уточнить знания детей о названиях птиц, их общих и отличительных внешних признаках;
• Определить умение отгадывать загадки о птицах;
• Выявить умение определять по карточкам перелётных, зимующих, водоплавающих и экзотических птиц и называть их;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в мир птиц родного края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умение быстро отвечать на вопросы викторины;
• Воспитывать интерес к птицам родного края, заботливое и бережное отношение к ним;
Материал к занятию :
• Картины леса и городского пейзажа с птицами, картины с изображением кормушки.
• Карточки с изображением перелётных, зимующих и водоплавающих птиц, наглядный материал «птицы родного края».
• Плакат для аппликации «Домики для грачей», птички-жетоны, клеёночки, клей-карандаш, салфетки.
Предварительная работа:
Познавательные занятия, беседы, наблюдения на прогулках, рассматривание картин с изображением птиц, заучивание стихов и отгадывание загадок,
Прослушивание звукозаписей с пением птиц.
Ход занятия.
В. : Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
В. : Как вы узнали, что наступила весна? (солнце поднимается выше, светит всё ярче. С крыш свисают сосульки, звенит капель, текут ручьи. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы – подснежники. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелётные птицы.)
В. : Молодцы! Вы правильно описали приметы весны.
Из всех животных на земле, самые удивительные – птицы, ведь они умеют делать то, что не дано почти никому другому на свете. (умеют летать).
Птицы легко и свободно парят в поднебесье, откочёвывая с одного места на другое.
В. : Сегодня мы отправимся в путешествие в необыкновенный, удивительный мир птиц. Прошу сесть поудобнее, закрыть глаза и прослушать звуки природы родного края (звучит запись пения птиц).
В. : Что вы слышали? (пение птиц).
И сейчас я предлагаю вам провести веселое соревнование. Для этого нам надо разделиться на две команды. Делиться будем с помощью волшебного мешочка (красные и синие кружочки).
Условия соревнования :
1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.
2. Друг другу не подсказывать и не перебивать
3. За каждый правильный ответ команда получает очко – птичку.
4. В конце игры мы посчитаем очки и посмотрим, кто победил.
Ведущий:
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!
1. Игра «Кто как кричит?»
В. : Угадайте, какие звуки произносят эти птицы.
Утка – кряк, кряк.
Ворона – кар-кар.
Ворон – орк-орк.
Воробей – чив-чив.
Журавль – курлы-курлы.
Клёст – цок-цек.
Кукушка – ку-ку.
Снегирь – рюш-рюш-рюш.
Синица – синь-синь.
В старину весну встречали, закличками птиц зазывали. Кто знает заклички выходите, весну-красну и птиц позовите!
1 ребенок:
Жаворонки, прилетите,
Красну - весну принесите.
Принесите весну на своем хвосту.
2 ребенок: Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
3 ребенок: Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красну!
2. Игра «Прилетели птицы»
Н. : Вот пришла пора и начинается другая игра. Слушайте внимательно стихи и если в них вы услышите ошибку, то хлопните в ладоши.
1. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби и спицы.
2. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Галки и стрижи,
Кукушки и ножи.
3. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чайники, тюльпаны.
4. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чибисы, ножи,
Галки и ужи.
5. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Цапли, соловьи,
Гуси, воробьи,
Утки и кукушки,
Аисты и сушки.
Физкультминутка.
Мы весело шагаем – 2 притопа
И хлопаем в ладоши – 1 хлопок
Птицы весело поют – кружимся на месте
День солнечный, хороший – руки поднять вверх.
В. : Ребята, мы знаем много загадок о птицах.
(Дети по одному загадывают загадки и все вместе отгадывают).
3. Игра «Назови, какая птица».
(Карточки с изображением птиц лежат на столе перевернутыми. Дети выбирают карточку и определяют – перелетная, зимующая, закрепляют на макетах дерева).
В. : Почему птиц называют зимующими? (эти птицы зимой и летом живут у нас)
Почему птиц называют «перелётные»? (эти птицы на холодное время года улетают в теплые края).
4. Викторина «Птицы».
В. : Предлагаю сосредоточиться и ответить на вопросы викторины.
Какая птица самая маленькая? (колибри)
Какую птицу называют птицей – говорун? (попугай)
Самая интеллектуальная птица в мире? (ворона)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
У какой птицы хвост, как веер? (павлин)
Какая птица не вьёт гнезда? (кукушка)
Какая птица похожа на красные яблоки на снегу? (снегири)
Какие птицы любят сопровождать людей, путешествующих по воде (чайки)
Какая птица единственная в мире может летать спиной вперёд (колибри)
Какая птица добывает себе еду по ночам? (сова)
Как можно назвать птиц, собравшихся в одном месте? (стая, птичий базар).
5. Задяние «Домики для птиц».
Назовите, как называется дом для птиц и какая птичка может в нем жить.
За каждую картинку по птички.
Гнездо - соловей, дрозд.
Скворечник – скворец.
Дупло - сова, дятел, филин.
Гнездо ласточки.
В. : На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегу.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Букашки, жучки, червячки,
На деревья нападут.
И съедят кору, листочки
Обглодают ветки, почки-
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут- пропадут.
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья….
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
6 задание: «Правила поведения»
Команды по очереди говорят правила: как нужно обращаться с птицами, а как нельзя.
(нельзя стрелять из рогатки, нельзя разорять гнезда, нужно птиц подкармливать, строить кормушки, скворечники.)
За каждое правило - птичка.
Подсчет птичек.
Пальчиковая гимнастика.
Строим мы сейчас скворечник
Стук –стук, стук-стук.
Смастерили мы скворечник
Тук-тук, тук-тук.
Ищем для него пенёк, а повесим на сучок.
Прилетела птичка и снесла яичко!
Коллектичная работа-аппликация «Домики для скворцов».
В: Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир птиц?
Что было самым интересным?
Мы с вами ещё больше полюбили птиц и будем с удовольствием заботиться о пернатых друзьях.