Ксения Абукарова
Занятие по развитию речи «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).
Демонстрационный материал: игрушка «Фотоаппарат», панно букв, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).
Раздаточный материал: кубики средней величины для конструирования, индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов; тетради в клетку, простые карандаши.
Публикация «Занятие по развитию речи „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия.
1. Педагог. К нам в детский сад пришло письмо. Жители городка Буквинска обращаются к вам, ребята, с просьбой о помощи.
Педагог читает письмо:
- Дорогие ребята, мы, жители Буквинска, просим помочь вас осуществить наши архитектурные планы по строительству букв-домов. Подскажите нам, пожалуйста, какие буквы можно сконструировать из двух деталей, а какие буквы – из трёх деталей? Сконструируйте буквы по вашему выбору, сфотографируйте получившиеся буквы-дома и пришлите, пожалуйста, нам свои фото по почте.
Дети конструируют буквы из двух деталей («У», «О», «Э», «Т», из трёх деталей («А», «Я», «Н», «К»).
Педагог фотографирует конструкции домов игрушечным фотоаппаратом.
2. Педагог. Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.
Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.
Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.
3. Педагог. Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке. Этот звук живё т в слове-отгадке такой загадки:
Зима ушла за тридевять земель.
Над лугом загудел мохнатый (шмель).
(И. Гамазкова.)
С какого звука начинается слово шмель? (Со звука [ш].)
4. Артикуляция звука.
Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.
Педагог даё т задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш].
Характеристика звука. Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
Педагог. Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.
5. Звуко-буквенный анализ слова «шмель».
Дети обозначают звуки с помощью фишек.
6. Определение позиции звука [ш] в словах : шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.
Педагог демонстрирует картинки с изображением этих предметов.
7. Работа над слогом.
Ша – шо – шу, Шо – шу – ша Шу – ша – шо, Шо – шу – ша,
Я письмо пишу. Каша хороша. Всё будет хорошо. Шёл он не спеша.
8. Физкультминутка.
Шмель
На лужайке, на ромашке Я с ромашками дружу.
Шмель летал в цветной рубашке. Тихо по ветру качаюсь,
Шу-шу-шу-шу, жу-жу-жу, Низко-низко наклоняюсь.
9. Составление схемы предложения: «Шмель летал в цветной рубашке».
Педагог. Определите количество слов в предложении. Назовите первое слово.
Какое слово идёт потом. Изобразите графически схему предложения, обозначив слова короткими линиями, а предлог треугольником. Придумайте предложение со словом «летал».
10. Слова-паронимы.
Педагог. Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:
Я буду петь наоборот Вы можете похохотать
И веселить лесной народ. И ошибки исправлять.
С другом мы играли в чашки, Петухи, затеяв шпоры,
Пили чай из белой шашки. Грозно поднимают споры.
А как правильно? А как правильно?
Вылезла из норки шишка, Мы с сестрой посуду шили
На неё упала мышка. И наряды куклам мыли.
А как правильно? А как правильно?
(И. Лопухина.)
11. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять фразу.
12. Знакомство с буквой.
Показ буквы, рассматривание её. Педагог читает при этом стишок:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев.)
Размещение буквы на панно букв по адресу: второй этаж (вторая строка снизу, квартира № 5 (пятая клетка слева).
Педагог. Найдите все буквы «Ш» в тетради и нарисуйте букву «Ш» по клеточкам.
Итог.
Педагог. С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового узнали про эту букву и звук?