Людмила Шевякова
Занятие по развитию речи на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Пример занятия «Рассказывание по сюжетным картинкам «Муравей и зёрнышко», тема «Насекомые»
Воспитатель читает отрывок из сказки Чуковского «Муха-цокотуха» :, спрашивает название и автора.
1. Назовите героев этой сказки. (Муха, муравей, бабочка, пчела и т. д. фишки за ответы – кто назвал больше).
2. Как назвать их одним словом? (насекомые) – обобщение (словарь)
3. Насекомые бывают разные – мелкие и (крупные, вредные и … (полезные, опасные и … (безвредные, летающие и… (ползающие, крылатые и … (бескрылые, дневные и (ночные).
Публикация «Занятие по развитию речи на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
4. Хотя насекомые и маленькие, их на Земле очень много, давайте расскажем об этом. Д/И с мячом «Один» - много». Муравей -муравьи, стрекоза - стрекозы, комар –комары, жук - жуки, пчела - пчёлы, оса - осы, мотылёк - мотыльки и т. д. (развитие словаря)
5. А что насекомые умеют делать? (подбор глаголов - дети получают лепестки к цветку за каждый ответ) Летать, ползать, жужжать, жалить, кусать, прыгать и т. д. (слова-действия) А в сказке насекомые даже ходят друг к другу в гости.
6. Вот и Мухи-Цокотухи сегодня день рождения, она хочет пригласить друзей. Давайте поможем ей составить список гостей. (мотивация) Итак, надо пригласить… кого? (на столе лежат карточки с изображением насекомых, дети берут по одной карточке и называют в родит. падеже (комара, муравья, пчелу, бабочку и т. д.)
перевёрнутые картинки с изображением насекомых. Дети берут по картинке и отвечают: муравья, стрекозу, бабочку, шмеля и т. д. (грамм. строй)
7. Можно для выработки вопросит. интонации предложить детям спросить у Мухи - Цокотухи, не забыла ли она пригласить клопа, таракана, кузнечика и т. д. (ЗКР)
8. А вот и гости: Тук-тук-тук, тук-тук-тук, в гости к нам ползёт… (паук)
Са-са-са, Са-са-са (прилетела к нам оса,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла… (к нам торопится пчела,
За-за-за, за-за-за (прилетела стрекоза)
И как бойкий человечек… (скачет весело кузнечик)
На листочке – шук-шук-шук (появился майский жук)
Вдруг сапожки топ-топ-топ, (показался серый клоп) (ЗКР)
После каждого ответа можно доставать игрушки-насекомых и ставить на стол, можно приклеивать наклейки или эмблемы детям на грудь
А как насекомые спешат в гости– мы сейчас покажем: (переход к физкультминутке)
Физкультминутка:
- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
- Зу - зу - зу, - комар пищит,
И летит, летит, летит. (Вытянули руки вперёд, сомкнув пальцы, летят, «звенят «З-з-з»)
- Уф - уф - уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,
Я любого разбужу»
(ритмично хлопают в ладоши)
9. Все гости в сборе, нет только муравья. А ведь его муха тоже приглашала. Наверное, с ним что-то случилось. Что, как вы думаете? (дети предлагают свои варианты) Может, он в опасности? Ведь у настоящих муравьёв нет телефонов, как же они общаются – кто знает? (можно посмотреть в энциклопедии, прочитать в научной книге, посмотреть в интернете. Давайте посмотрим в интернете. (в момент опасности муравьи посылают специальные сигналы– другие муравьи при помощи усиков улавливают эти сигналы и спешат на помощь) значит, если с ним беда – кто поможет ему? (другие муравьи).
10. А вы хотите, ребята, узнать, что случилось с муравьём? А случилось с ним вот что (достать сюжетные картинки). Давайте расскажем эту историю Мухе-Цокотухе, чтобы именинница не обижалась на своего друга. (Дети составляют рассказ, как Муравей полз по тропинке и нашёл зерно, зерно было тяжёлое, и Муравей не мог один дотащить его до муравейника. Тогда муравьишка передал свои товарищам сигнал. Муравьи поспешили к нему на помощь и все сообща притащили зерно в свой муравейник)
11. Это что было – рассказ или сказка? Почему вы так думаете?
( рассуждение с использованием символа - дерева: Я считаю, что это был рассказ, так как начинался он со слов «однажды». Там не было волшебства, насекомые не разговаривали, вели себя, как в жизни)
12. А теперь давайте придумаем сказку и расскажем её для всех гостей. Как обычно начинается сказка? Что в ней встречается? (сказочные слова, волшебство, звери и насекомые разговаривают). Кого мог Муравей в лесу попросить о помощи, кроме других муравьёв? (бабочку, жука, кузнечика) Как могли отказать они в помощи муравью? (придумать причины отказа – ножка болит, крылышки могу помять и т. д.) Придумывание сказки с введением других насекомых в сюжет. После рассказывания сказки, подвести итог: вот почему муравей опоздал на день рождения к Мухе-цокотухе. Ну что ж, Именинница больше не обижается на своего опоздавшего гостя – праздник удался.
В конце занятия можно предложить нарисовать картину «День рождения Мухи-Цокотухи», можно сделать аппликацию или поделку из солёного теста, пластилина и природного материала «Друзья Мухи-Цокотухи и Муравья»» (бабочку, божью коровку, стрекозу, пчёлку)