Надежда Владимировна Жбанова
Занятие по развитию речи «Колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с Рождественскими колядками Помочь детям запомнить и эмоционально читать наизусть стихотворение (колядку).
Задачи:
- Учить детей понимать содержание стихотворения текста; формировать умение понимать художественный образ в произведении.
- Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения; умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи.
- Воспитывать любовь к художественному слову;
-Развивать познавательную активность, любознательность детей, эмоциональную отзывчивость;
Публикация «Занятие по развитию речи „Колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;
Обучающая:
• Развитие звуковой культуры речи : тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения (колядки);
Развитие связной речи :
• Поддерживать стремление детей воспроизводить небольшое стихотворение (колядку).
Развитие словаря :
• Обогащать активный словарь дошкольников.
Развивающая : формировать представление детей о праздновании Рождественских праздников и заучивание колядок.
Воспитательная: воспитывать любовь к православным традициям своего народа.
Оборудование:
Выставка иллюстрации разных художников с изображениями празднования рождества, и фото-выставка.
Предшествующая работа:
Беседа с детьми о праздновании Рождественских праздников
Предшествующая работа:
Беседа.
Воспитатель: Какое время года сейчас? (Зима)
Зима самое интересное время для игр и забав. А еще зима богата праздниками.
Воспитатель: Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество)
В народе в старину эти праздники называли святками. Они продолжались с 7 по 19 января. В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и взрослые и дети. Наводили порядок в домах (хатах, по возможности покупали новую одежду, посуду. Старшие в семье учили детей колядовать, щедровать, засевать. Колядки – самый красивый обычай Рождества. Появился он, когда наши предки отмечали день зимнего солнцестояния, как день рождения солнечного бога Коляды. В этот день нося с собой его изображение, колядующие надевали одежду шиворот на выворот и возвещали всех о рождении нового солнца. С приходом христианства эта традиция немного видоизменилась. Вместо солнца атрибутом колядующих стала звезда, и восхвалять стали рождение Христа. Но в наследство от языческого обряда остались «хозяйские» или «людские» колядки – песенки, восхваляющие хозяина дома и желающие ему и его семье благополучия. В наши дни эта традиция особенно нравится детям.
На колядки все переодевались (рядились) кто во что мог (костюмы животных, маски, платки, сарафаны).
Все с нетерпением ждали ряженых с их колядками. Они ходили от дома к дому с восьмиконечной звездой, музыкой, песнями, поздравляли и прославляли хозяев, желали здоровья, благополучия. А хозяева угощали их пирогами, конфетами, колядками (фигурки животных, испеченные из теста). Все складывалось в большой мешок. Считалось, если ряженные не зашли в ваш дом, то не будет благополучия и здоровья. После колядования все ряженые заходили в избу – угощения высыпали на стол, садились вокруг него и кушали то, что наколядовали. Дальше пели песни, играли. Веселье продолжалось. Так и пошло название «коляда-кругом еда». А на утро 14 января – засевание (посевание). Нужно заходя в дом посеять зерном (чтобы у хозяев было благополучие, приговаривая:
Сеем, веем, посеваем
И достатка вам желаем.
Тексты колядок можно изобретать самостоятельно, ведь на Руси так и делали издавна. До нас дошла традиция благодарить колядующих за их песни и стихи. Не открыть дверь на Рождество считается плохой приметой. Выгнать колядующих было позорным и даже опасным. Их нужно было обязательно усадить за праздничный стол, накормить, да еще и подарками полные руки наполнить. А одаривают детвору и взрослых сладостями, фруктами да мелкими деньгами. Когда же ряженым отказывали в угощении, они могли ответить не столь добрыми пожеланиями. Так, хозяйкам говорили: «Пусть Господь в дом приведет одну коровы, да и ту худую, одну свинью, да и ту хромую!»
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Дети: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей
Вместе жить нам веселей.
Воспитатель: Дети обратите внимание на выставку. Что вы видите? Правильно. Это изображения празднования рождества, а это ряженные. Все верно.
А сейчас я вас познакомлю с небольшими стишками-колядками.
Буду маме помогать
И пойду колядовать.
Буду песни петь, плясать,
С Рождеством всех поздравлять,
Чтобы праздник был вокруг,
С Новым годом, милый друг!
Рождество, скорей приди,
Подготовьте пироги,
Я приду колядовать,
Песни петь и танцевать,
Чтобы полнился ваш дом
Счастьем, радостью, добром.
Я иду колядовать,
Вас стихами угощать,
Сладенькими песнями
Прям из поднебесья.
Не жалейте для меня
Вы конфет и пирога.
Я пришёл (пришла) колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
Пусть заходит чудо в дом,
Поздравляю с Рождеством!
За монетку я приду,
Громко песенку спою
Про колядку-коляду.
Счастья в новом вам году.
С Боженькой пойду вдвоём
Нести радость в каждый дом.
Счастье, чудо, мир, уют
С нами вместе к вам придут.
Ангелы идут со мной,
К вам я их привёл домой.
Пусть они вас охраняют
И от зла оберегают,
Ведь в ответе пред Христом.
Поздравляем с Рождеством
Задаю вопросы на понимание идеи стихотворения.
- О чем стихотворение?
Дети: О веселье, о пожеланиях друг другу добра и счастья.
Воспитатель: Верно. Послушайте пожалуйста еще раз одну из колядок, которую мы с вами постараемся заучить.
Я пришёл (пришла) колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
Пусть заходит чудо в дом,
Поздравляю с Рождеством!
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам разделится на две группы. Кто-то будет ряженными, а кто-то хозяевами. А потом мы поменяемся ролями.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, что делают ряженные?
Дети: колядуют.
Воспитатель: А что делают хозяева дома к которым пришли?
Дети: Угощают ряженных.
Воспитатель: Все верно. Давайте попробуем. Ряженные идут в гости, а хозяева их угощают.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам вспомнить, о чем мы сегодня говорили и что делали.
Ответы детей.
Воспитатель : «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите взрослым о праздновании Рождества и попробуйте дома спеть колядки и пожелать добра, счастья и мира своим родным».