ИРИНА ГОРИНА
Занятие по развитию речи «Сказка о топоре» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие из цикла "Знакомство с художественной литературой"
Цель:
- Рассказать детям о плотницком инструменте - топоре, объяснив его предназначение.
- Познакомить детей с творчеством Б. Шергина, вызвать интерес к чтению художественной литературы.
- Обогатить словарный запас детей, раскрыть смысл пословицы «Плотник думает топором».
- Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
Публикация «Занятие по развитию речи „Сказка о топоре“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Ход
Дети входят в музей, рассаживаются. Педагог загадывает загадку.
Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете -
Каждый день с ним на работе.
Дети, а для чего нужен топор? (ответы детей).
Правильно, чтобы колоть дрова. А еще топор – плотницкий инструмент. С помощью топора плотники «рубят» избы, обтесывают бревна. Топор – незаменимый инструмент, в каждом доме он нужен, недаром про него народ слагал сказки, пословицы и загадки. Может кто-то из вас знает загадки или истории про топор (ответы детей). Ребята, есть такая пословица: «Плотник думает топором». Вы сможете растолковать ее, как это «думает топором»? Ведь думают чем? Правильно - головой. (ответ и рассуждения детей, в ходе которых педагог одобряет или опровергает). Ребята, я вам сейчас прочту рассказ писателя Б. Шергина, который так и называется: «Плотник думает топором» (чтение рассказа).
Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна. – Гляди, Ваня, – говорила бабушка, – плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей – ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка. Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая : виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба. Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато. Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец – это художник, а плотник, столяр – это просто рабочий. Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью. То же можно сказать о плотнике. Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и пословица: «Плотник думает топором».
Ребята, а теперь я приглашаю вас на выставку топоров, которая организована в нашем музее (топоры разных размеров и форм) Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие в музее? Что вам особенно запомнилось? О чем вы расскажете дома своим родителям, сестрам, братьям?