Папки-передвижки

Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников

Ольга Куликова
Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по развитию связной речи

Гласные звуки.

ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

Ход ИГРЫ:

Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.

Назови три слова.

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.

Публикация «Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

Ход ИГРЫ:

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т. д.

Чудесный мешочек.

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и. т. д…

Закончи предложение.

ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетчицу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

Лишнее слово.

ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например) :

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.

Назови как можно больше предметов.

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход ИГРЫ:

Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

На приеме у врача.

ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох носом – выдох носом.)

Ход ИГРЫ:

Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. “Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом” и так далее. “А теперь послушаю спинку”. Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.

Пчелы и Медведь. ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.

ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.

Ход ИГРЫ:

Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.

Эхо.

Цель: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.

Ход ИГРЫ:

Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За- за- за- за-з а, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

Подумай и измени.

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.

Я купил елку – я купил елки

Я кормлю белочку – я кормлю белочек

Я повесил на елку фонарик – …фонарики

Я иду за клюшкой -…клюшками

Я чищу шапку – …шапки

Я вижу зайца – …зайцев

Я сыплю синичке крошки – Я сыплю синичкам крошки и так далее.

Я знаю много названий.

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь… цветов: мак, роза… овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т. д

Плохо или Хорошо.

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.

Ход ИГРЫ:

Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей – …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям – …

Говорить грубые слова – …

Помогать маме – …

Болеть – …

Веселиться с друзьями – …

Назови, одним словом.

ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.

Ход ИГРЫ:

Ведущий спрашивает у детей: “Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?” (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

Я знаю пять названий!

ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

Ход ИГРЫ:

Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:

Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.

Дети (по очереди) : ананас – груша – яблоко – виноград – киви.

И так далее.

Кому угощение.

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Слова.

ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово “белый” (например).

Куртка, какая? Белая

Сапоги, какие? Белые

Поле, какое? Белое

Снеговик, какой? Белый

Аналогично другое прилагательное:

Снег, какой? Серебристый

Дорога, какая? Серебристая

Ветки, какие? Серебристые

Озеро, какое? Серебристое и так далее.

Тише, тише, Маша шьет.

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.

Ход ИГРЫ:

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:

Тише, тише, Маша шьет,

Наша Маша долго шьет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

Найди звук.

ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы – искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак- розы, утка-галка, удочка-рыба, нос- уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна- дверь, мак- розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.

Назови ласково.

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход ИГРЫ:

Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

Подбор прилагательных.

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту.

Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например,“собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Что бывает?

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, “зеленый” — помидор, ель, трава, дом и т. д.

Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем, детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.

При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Узнавание.

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.

Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет”»— солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность, легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Цепочка слов.

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово — “кошка”.

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная…

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, фартук, телевизор…

Каким еще может быть фартук?

Шелковым, новым, прямым…

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд… и т. д

Добавь слово.

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1.

Взрослый начинает игру: “В корзину я положил персик”. Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: “В корзину я положил персик и абрикосы”. Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2.

Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите (если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается, при этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)

В первом случае это будет звучать так: “В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин” и т. д. Во втором так: “На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …”

Публикации по теме:

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников «Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Игра «Распространи предложение» Цель игры – развивать умения.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников У Детский сад №99 г. Саранска ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №12 Воспитатель: Зародова Н. И. Саранск 2016 Карточка№1. «Геометрические.

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольниковКартотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому использование игр для формирования фонематических процессов у детей с нарушениями.

Картотека игр и упражнений на развитие связной диалогической речи дошкольников Гуси-гуси. Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке». Воспитатель Гуси-гуси! Дети Га-га-га! Воспитатель Есть хотите? Дети.

Картотека подвижных игр для старших дошкольников Картотека подвижных игр для старших дошкольников № 1 Подвижная игра «Гуси, гуси» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять.

Картотека подвижных игр для старших дошкольников Подвижная игра «Передай – встань» Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Картотека словесных игр для старших дошкольников Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников "Парикмахерская" Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Способствовать.

Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 12:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куликова (УИ 690647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД