Ольга Куликова
Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию связной речи
Гласные звуки.
ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
Ход ИГРЫ:
Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.
Назови три слова.
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.
Публикация «Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Ход ИГРЫ:
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т. д.
Чудесный мешочек.
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).
Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и. т. д…
Закончи предложение.
ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетчицу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.
Лишнее слово.
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например) :
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.
Назови как можно больше предметов.
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.
Ход ИГРЫ:
Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.
На приеме у врача.
ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох носом – выдох носом.)
Ход ИГРЫ:
Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. “Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом” и так далее. “А теперь послушаю спинку”. Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
Пчелы и Медведь. ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.
ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.
Ход ИГРЫ:
Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.
Эхо.
Цель: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.
Ход ИГРЫ:
Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.
“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За- за- за- за-з а, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.
Подумай и измени.
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.
Я купил елку – я купил елки
Я кормлю белочку – я кормлю белочек
Я повесил на елку фонарик – …фонарики
Я иду за клюшкой -…клюшками
Я чищу шапку – …шапки
Я вижу зайца – …зайцев
Я сыплю синичке крошки – Я сыплю синичкам крошки и так далее.
Я знаю много названий.
ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь… цветов: мак, роза… овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т. д
Плохо или Хорошо.
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.
Ход ИГРЫ:
Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.
Обижать малышей – …
Быть настоящим другом –
Помогать друзьям – …
Говорить грубые слова – …
Помогать маме – …
Болеть – …
Веселиться с друзьями – …
Назови, одним словом.
ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.
Ход ИГРЫ:
Ведущий спрашивает у детей: “Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?” (птицы)
Астру, мак и розу? (цветы)
Лису и ослика? (животные)
Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.
Впоследствии ведущими становятся сами дети.
Я знаю пять названий!
ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.
Ход ИГРЫ:
Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:
Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.
Дети (по очереди) : ананас – груша – яблоко – виноград – киви.
И так далее.
Кому угощение.
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Слова.
ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово “белый” (например).
Куртка, какая? Белая
Сапоги, какие? Белые
Поле, какое? Белое
Снеговик, какой? Белый
Аналогично другое прилагательное:
Снег, какой? Серебристый
Дорога, какая? Серебристая
Ветки, какие? Серебристые
Озеро, какое? Серебристое и так далее.
Тише, тише, Маша шьет.
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.
Ход ИГРЫ:
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:
Тише, тише, Маша шьет,
Наша Маша долго шьет.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
Найди звук.
ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
Ход ИГРЫ:
Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы – искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак- розы, утка-галка, удочка-рыба, нос- уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна- дверь, мак- розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
Назови ласково.
ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход ИГРЫ:
Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький.
Подбор прилагательных.
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.
Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту.
Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например,“собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
Что бывает?
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, “зеленый” — помидор, ель, трава, дом и т. д.
Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем, детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.
При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
Узнавание.
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет”»— солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность, легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Цепочка слов.
Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой.
Например, исходное слово — “кошка”.
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, фартук, телевизор…
Каким еще может быть фартук?
Шелковым, новым, прямым…
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т. д
Добавь слово.
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1.
Взрослый начинает игру: “В корзину я положил персик”. Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: “В корзину я положил персик и абрикосы”. Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2.
Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите (если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается, при этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)
В первом случае это будет звучать так: “В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин” и т. д. Во втором так: “На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …”