Галина Карпухина
Занятие для старших дошкольников-логопатов «Как образуются звуки речи человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о роли разных органов в образовании зву-ков речи.
Программные задачи: 1) познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков; 2) продолжить формировать спо-собность к наблюдениям и самонаблюдениям; 3) развивать логическое мышление; 4) закреплять навыки исследовательской деятельности, если объектом исследования яв-ляется человек.
Материалы и оборудование: зеркало и индивидуальное полотенце на каждого ребенка, емкость с чистой водой.
Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, логические рассуждения.
Публикация «Занятие для старших дошкольников-логопатов „Как образуются звуки речи человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Организация детей. Дети сидят за столами по парам. До занятий их руки чисто вымыты.
Методические рекомендации.
1. Занятие проводится весело, как игра.
2. Данное познавательное занятие может быть полезным для всех детей группы. Но у логопатов может самопроизвольно возникнуть и его продолжение - это сравнение функциональных особенностей речевого аппарата у детей, говорящих нормально, и у тех, кто не выговаривает тот или иной звук.
Это исследование нельзя рекомендовать как обязательное. Его можно проводить только в том случае, если логопед заметил со стороны детей самостоятельные попытки «заглянуть в рот» другу, и тот не возражает.
Такая парная работа требует от педагога высочайшего такта и большой осторожности. Никакие приказания и требования здесь недопустимы. Но польза от работы по типу «исследователь – испытуемый» велика; ребенок-логопат лучше поймет, что он делает не так, и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести тот или иной звук.
Ход занятия
Вступление
- Ребята, сегодня мы будем исследователями и изучим, как образуются у нас звуки.
1. Решение проблемной задачи
- Скажите дружно хором: "Рекс зарычал, ребенок закричал". (Дети повторяют.)
- А теперь положите руку на то место, где у вас образовался звук «Р». (Дети делают. Но, скорее всего, они не поняли задания, поэтому педагог его повторяет. Не-четкое задание дается преднамеренно, чтобы было легче сконцентрировать внимание детей на самоанализе своих ощущений.) Раз вы сразу не поняли, повторите эти слова еще раз и проследите, где образуется звук. (Дети делают. Педагог следит за действиями детей, уточняет мнение каждого ребенка. Возможно, что все покажут разные органы. Это самый оптимальный вариант, поскольку на самом деле в образовании звуков принимают участие несколько органов.)
- Вы правильно указали. Действительно, и рот, и нос, и язык, и горлышко при-нимают участие в образовании звуков. Но самым главным органом является гортань. Гортань располагается в верхней части шеи. Здесь звук образуется, а стать красивым, понятным ему помогают другие органы. Гортань находится в верхней части шеи. Положите руки на гортань. (Педагог показывает ее местоположение и в ходе работы корректирует действия детей.) Вот так. Скажите еще раз: "Рекс зарычал, ребенок за-кричал" и прочувствуйте, как дрожит гортань.
2. Роль языка в образовании звуков
- Теперь посмотрим, какие органы помогают гортани. Положите язык на ниж-ние зубы и крепко-крепко прижмите его. Язык от зубов не отрывайте. А теперь хором произнесите: "з, ж, ш". (Педагог называет один звук - дети его повторяют, затем - второй и т. д.) Получается? (Нет.) Без какого органа мы не можем произнести эти звуки? (Ответы детей: без языка.)
- Для всех ли звуков нужен язык? Опять прижмите язык к нижним зубам и по-вторяйте за мной: "а, ж, т, ц, и". Для образования каких звуков кончик языка не нужен? (Ответы детей: а, и, т.)
3. Роль губ и носа
- Руками сожмите губы. Держите их крепко-крепко, чтобы рот не открывался, и повторяйте за мной: "а, о, б, в и др. " Без чего еще нельзя произнести звуки? (Ответы детей: без губ.)
- Зажмите нос руками и произносите звуки "н, м, л". Без какого органа нельзя говорить? (Ответы детей: без носа.)
- Возьмите зеркала. Что делают губы при произнесении звуков "а, о, у, и, ы. б, п, м, в, ф". (Педагог называет один звук - дети его повторяют, анализируют и говорят, что делают губы. Затем называется второй звук, и идет тот же анализ. Ответы детей: губы сближаются, закрываются, округляются, растягиваются.)
- Возьмите зеркало и посмотрите в него. Поднимите язык за верхние зубы и произносите "ш, д". Какой орган речевого аппарата главный в произнесении этих звуков? (Ответы детей: язык.)
4. Анализ сложных звуков
- Но есть особые звуки, в произнесении которых принимают участие все органы речевого аппарата. Смотрите в зеркало и произнесите звук "С". Какие органы приняли участие в его образовании? (Ответы детей: гортань, язык, губы.) Звук "Ж" (Ответы детей.) Звук "Р". (Ответы детей.) (Дети произносят звуки, глядя в зеркало, и выясняя, какое участие принимают губы, язык, зубы, гортань в его образовании.)
5. Гигиена органов, участвующих в образовании речи
- Как надо беречь все органы нашего речевого аппарата? Я буду называть ор-ганы, а вы говорите, чего нельзя делать и что надо делать.
- Губы. (Ответы детей: не облизывать на морозе и при ветре, беречь от трещин, смазывать кремом или гигиенической помадой, если образовались трещины. Другие варианты. Если дети не упомянут, педагог сообщает, что нужно правильно питаться - есть свежие овощи и фрукты; без витаминов губы делаются сухими и трескаются.)
- Язык. (Ответы детей: не высовывать, т. к. можно прикусить; правильно пи-таться; не болеть. Другие варианты.)
- Зубы. (Ответы детей: чистить, беречь от трещин, не есть горячее после хо-лодного и наоборот, ходить к стоматологу, другие варианты.)
- Гортань. (Ответы детей: не кричать: при крике голосовые связки напрягаются. Не простужаться: при простуде голосовые связки воспаляются. Можно потерять голос. Другие варианты.)
Заключение.
- Вот вы и поняли, как образуются наша речь. На следующих занятиях будем учить наши органы правильно работать, чтобы они верно произносили все звуки.
Литература
1. Большакова С. А. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. – М. : Просвещение, 1996. - 28 с.
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
3. Иванова А. И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в дет-ском саду: Метод. пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2004. – 224 с. (Серия «Программа развития»).
4. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
5. Поваляева М. П. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 448 с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утвер-ждении федерального государственного образовательного стандарта дошколь-ного образования».