Марина Разгуляева
Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида»
Конспект НОД в старше - подготовительной группе
с нарушениями речи на тему :
«Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Публикация «Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи „Составление описательного рассказа с опорой на схему“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Разгуляева М. Г.
Февраль 2024 г.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Закреплять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Животные севера»
-Уточнить и активизировать словарь по темам.
-Учить детей самостоятельно составлять последовательность рассказа в графическом изображении.
-Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов с опорой на схему.
-Учит детей заучиванию стихов по мнемотаблице.
-Закреплять и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
-Формирование грамматической стороны речи : согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
-Формирование навыков чтения и письма
Коррекционно-развивающие задачи :
-Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, мелкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Коррекционно - воспитательные задачи:
-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, дружелюбия, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Аудиозапись песни синички, презентация, мнемотаблица «Белый мишка», конверт с письмом от Зимы, схемы-квадраты, простой карандаш, листы белой бумаги, шарики с заданием, дощечки для звукового анализа и составления букв и геометрических фигур, подарки, 2 корзинки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, скоро вы пойдёте в первый класс, давайте с вами вспомним правила поведения на занятиях. К чему мы должны стремиться, чтобы быть послушными и умными первоклассниками.
Дети:
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На занятье не зевать,
А работать, отвечать.
Чисто, верно говорим
И за речью мы следим!
Логопед: Итак, начнём. Сегодня мы с вами поговорим ( Аудиозапись: «Песня синички»)
Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? Чья это песенка, как вы думаете?
(дети предполагают, отгадывают, что это поет синичка)
Давайте посмотрим, действительно ли это так?
Слайд № 1 : «Синичка»
Логопед (обращает внимание на синичку) :
Дети, смотрите синичка. Она принесла нам письмо.
Вы хотите узнать, что в этом письме? (Да)
Сейчас мы узнаем от кого же нам синичка письмо принесла? Внимание!
Здесь загадка, отгадав ее, вы узнаете от кого это письмо.
Кто поляны белит мелом
И на окнах пишет?
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
Дети: (Зима).
Слайд № 2: «Зима»
Логопед: Правильно. Внимательно слушайте, что нам пишет Зима.
Дорогие ребята! Я потеряла свою волшебную палочку. Помогите мне её найти. А помогут вам в этом волшебные комочки.
Логопед: Что будем делать ребята? Поможем Зиме?
Дети (озадачены, где взять снежки в комнате без снега, задают вопросы).
Логопед: Ребята, предлагаю вам найти у себя на столе, то, что напоминает вам снег.
Дети: (находят листы бумаги)
Логопед: Давайте вообразим, что это снег и будем делать из бумаги комочки-снежки, приговаривая волшебные слова.
(Дети вместе с логопедом мнут бумажные листы, делают комочки для игры)
Логопед и Дети:
«Ты снежок катай, катай
Зиме-матушке помогай!»
(Дети мнут бумагу руками, превращая её в шарик.)
Логопед: Вот наши воображаемые снежки готовы, повторяйте за мной волшебные слова:
«Ты катись, катись снежок!
Укажи нам путь, дружок.»
…Вот мы с вами и в лесу.
Слайд №3 «Зимний лес»
Логопед:
Давайте поиграем в снежки.
Придумывайте слова - признаки к слову снег и бросайте снежок в корзинку.
Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, липкий, нелипкий, твёрдый, мягкий, скрипучий, глубокий, ледяной, блестящий, лебединый, ослепляющий, алмазный, жемчужный…
Логопед: Какой свежий морозный воздух в лесу. Сделаем глубокий вдох носом, а выдох ртом.
… Ой, ребята мне показалось или на самом деле стало очень-очень холодно.
Слайд №4 «Северный полюс с белым медведем»
Логопед: Да, ребята, действительно мы оказались на Крайнем севере, и нас встречает хозяин снега и льда, кто?
Дети: Белый медведь.
Логопед: Белый медведь ждёт нашего рассказа о нём. И мы с вами должны, самостоятельно составить схему описательного рассказа.
Я буду задавать вам вопросы, вы будете отвечать и ответы размещать в квадратиках схемы. А Белый медведь будет следить за правильностью выполнения задания. Приготовились (у каждого ребенка карточки-схемы).
Логопед (выполняет работу на доске) :
- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)
Нарисуйте в квадрате №1 снежинку.
- Какой белый медведь? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).
Нарисуйте в квадрате №2 знак «?»
- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (продолговатое, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью).
Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.
- Какая голова у медведя? Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные.
Нарисуйте в квадрате №4 голову
- Какие у белого медведя лапы(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
Нарисуйте в квадрате №5 лапы медведя.
- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, морские водоросли, иногда охотиться на тюленей, маленьких пингвинов).
Дети рисуют в кружочке №6 тарелку
- А как медведица заботится о медвежатах? Назовите слова-действия? (мама медведица заботится о медвежатах, кормит, согревает, роет берлогу из снега, учит охотиться.)
Напишите в квадрате № 7 слово мама (подгот., .
- А в последнем квадрате №8 мы нарисуем книгу. Догадались почему? (Белых медведей осталось очень мало. Охота на них запрещена, поэтому белые медведи занесены в Красную книгу.)
Дети рисуют в квадрате №8 книгу.
Логопед: - А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему – модель и самостоятельный рассказ детей со схемой и без неё).
Рассказ. Белый медведь.
Белый медведь живёт на севере, где много снега и льда, в Арктике.
Белый медведь большой, сильный, ловкий, хищный. Тело медведя покрыто густой, белой, пушистой шерстью. На вытянутой морде есть маленькие овальные уши, глазки – бусинки и носик чёрного цвета. Лапы у медведя сильные и когтистые, покрыты шерстью, поэтому не мёрзнут на льду и холодном снегу. Медведь питается рыбой, водорослями и мясом северных обитателей: слабыми тюленями и маленькими пингвинами. Медведица, мама белого медвежонка заботится о своих детках. Она учит их охотиться, согревает, роет берлогу в снегу, кормит. Белых медведей осталось мало. Охота на них запрещена. Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Физминутка «Северная страна».
Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи, стоя в кругу)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,
руки разводят в стороны)
и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками, бегут по кругу)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Логопед: Порадуем Белого Мишку. Выучим стихотворение. А поможет нам таблица.
Белый мишка на рыбалку,
Не спеша идёт вразвалку.
Чует мишка-рыболов,
Что богатый ждёт улов.
Логопед: Отправляемся дольше за снежком. Нам же надо найти волшебную палочку.
(берёт в руки снежок) :
«Ты катись, катись снежок!
Укажи нам путь, дружок.»
Слайд №5 «Ёлочка»
Логопед: Ребята, какая красивая елочка. На ней ещё остались шарики.
Думаю, ждёт нас задание, и правильность его выполнения поможет нам в поиске волшебной палочки.
На ваших шариках задания, постарайтесь выполнить правильно.
У каждого ребё нка на шарике задание: расставить согласно цифрам буквы и вписать слово в схему (подгот., раскрась цифры в соответствии с кружками (старшая).
Дети читают свои слова: зима, мороз, снег, сани, лыжи, шуба, валенки, снегоход, снеговик, холод, санки, каток.
Логопед: Молодцы, ребята. Много слов мы угадали, написали, прочитали. Все эти слова относятся к какому времени года? (Зиме).
Снимем усталость и проведем себе массаж.
Самомассаж
Вот на улице мороз! (дети потирают лобик)
Все потрите щеки, нос! (трут щеки нос)
Ни к чему нам бить баклуши, (постукивают подушечками пальцев по бороде)
Ну-ка, все потрите уши, (трут ушки)
Покрутили, повертели вот и уши отогрели (разминают уши)
По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)
По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)
Ножками потопали. (топают ногами).
Логопед:
И снова в путь.
Ты катись, катись снежок
Покажи нам путь дружок!
Слайд № 6 : «Лесная школа»
Снежок привёл нас в лесную школу.
Надо выполнить задание вместе с учениками - зверятами.
Для этого нам понадобятся волшебные дощечки.
Сейчас я буду называть вам звуки, а вы превращая звуки в буквы выкладывать их на волшебной дощечке.
Приготовились, ловите первый звук : З Дети с помощью резиночек выкладывают данную букву (подгот., старшая подгруппа выкладывают геометрические формы.
Второй звук: И
Третий: М
Четвё ртый: А
Логопед: Какое слово у нас получилось?
Дети: Мы получили слово ЗИМА
Логопед: Молодцы. Друзья, пока мы отдыхали, на полянке вырос сугроб снега. Ой, ребята, здесь кажется, под снегом что-то есть.
Дети: (откапывают волшебную палочку и корзинку со снежками)
Логопед: Наконец - то мы отыскали волшебную палочку Зимы. Зима будет очень рада, что мы ей помогли. А мы рады совершать добрые поступки. Вам понравилось?
А что больше всего вам понравилось? (выслушивает ответы детей)
Логопед: Но верится мне, что должно произойти ещё какое-то чудо!
Если есть волшебная палочка, то попробуем поколдовать.
(Логопед берёт корзинку с комочками из бумаги, сделанными детьми в начале занятия)
Логопед: обводить вокруг корзинки волшебной палочкой, произносит слова:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахну
И комочки снежные
В конфеты превращу.
Дети берут снежки разворачивают… и получают сюрприз (конфетка, спрятанная в снежке из бумаги)
Логопед:
Нам уже пора возвращаться в детский сад.
До свиданья, зимний лес.
Много было здесь чудес,
Но и нам пора прощаться
В детский сад наш возвращаться!