Папки-передвижки

Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Марина Разгуляева
Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

Конспект НОД в старше - подготовительной группе

с нарушениями речи на тему :

«Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Публикация «Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи „Составление описательного рассказа с опорой на схему“» размещена в разделах

Разгуляева М. Г.

Февраль 2024 г.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закреплять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Животные севера»

-Уточнить и активизировать словарь по темам.

-Учить детей самостоятельно составлять последовательность рассказа в графическом изображении.

-Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов с опорой на схему.

-Учит детей заучиванию стихов по мнемотаблице.

-Закреплять и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

-Формирование грамматической стороны речи : согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

-Формирование навыков чтения и письма

Коррекционно-развивающие задачи :

-Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, мелкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Коррекционно - воспитательные задачи:

-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, дружелюбия, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Аудиозапись песни синички, презентация, мнемотаблица «Белый мишка», конверт с письмом от Зимы, схемы-квадраты, простой карандаш, листы белой бумаги, шарики с заданием, дощечки для звукового анализа и составления букв и геометрических фигур, подарки, 2 корзинки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, скоро вы пойдёте в первый класс, давайте с вами вспомним правила поведения на занятиях. К чему мы должны стремиться, чтобы быть послушными и умными первоклассниками.

Дети:

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На занятье не зевать,

А работать, отвечать.

Чисто, верно говорим

И за речью мы следим!

Логопед: Итак, начнём. Сегодня мы с вами поговорим ( Аудиозапись: «Песня синички»)

Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? Чья это песенка, как вы думаете?

(дети предполагают, отгадывают, что это поет синичка)

Давайте посмотрим, действительно ли это так?

Слайд № 1 : «Синичка»

Логопед (обращает внимание на синичку) :

Дети, смотрите синичка. Она принесла нам письмо.

Вы хотите узнать, что в этом письме? (Да)

Сейчас мы узнаем от кого же нам синичка письмо принесла? Внимание!

Здесь загадка, отгадав ее, вы узнаете от кого это письмо.

Кто поляны белит мелом

И на окнах пишет?

Шьет пуховые перины,

Разукрасила витрины?

Дети: (Зима).

Слайд № 2: «Зима»

Логопед: Правильно. Внимательно слушайте, что нам пишет Зима.

Дорогие ребята! Я потеряла свою волшебную палочку. Помогите мне её найти. А помогут вам в этом волшебные комочки.

Логопед: Что будем делать ребята? Поможем Зиме?

Дети (озадачены, где взять снежки в комнате без снега, задают вопросы).

Логопед: Ребята, предлагаю вам найти у себя на столе, то, что напоминает вам снег.

Дети: (находят листы бумаги)

Логопед: Давайте вообразим, что это снег и будем делать из бумаги комочки-снежки, приговаривая волшебные слова.

(Дети вместе с логопедом мнут бумажные листы, делают комочки для игры)

Логопед и Дети:

«Ты снежок катай, катай

Зиме-матушке помогай!»

(Дети мнут бумагу руками, превращая её в шарик.)

Логопед: Вот наши воображаемые снежки готовы, повторяйте за мной волшебные слова:

«Ты катись, катись снежок!

Укажи нам путь, дружок.»

…Вот мы с вами и в лесу.

Слайд №3 «Зимний лес»

Логопед:

Давайте поиграем в снежки.

Придумывайте слова - признаки к слову снег и бросайте снежок в корзинку.

Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, липкий, нелипкий, твёрдый, мягкий, скрипучий, глубокий, ледяной, блестящий, лебединый, ослепляющий, алмазный, жемчужный…

Логопед: Какой свежий морозный воздух в лесу. Сделаем глубокий вдох носом, а выдох ртом.

… Ой, ребята мне показалось или на самом деле стало очень-очень холодно.

Слайд №4 «Северный полюс с белым медведем»

Логопед: Да, ребята, действительно мы оказались на Крайнем севере, и нас встречает хозяин снега и льда, кто?

Дети: Белый медведь.

Логопед: Белый медведь ждёт нашего рассказа о нём. И мы с вами должны, самостоятельно составить схему описательного рассказа.

Я буду задавать вам вопросы, вы будете отвечать и ответы размещать в квадратиках схемы. А Белый медведь будет следить за правильностью выполнения задания. Приготовились (у каждого ребенка карточки-схемы).

Логопед (выполняет работу на доске) :

- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)

Нарисуйте в квадрате №1 снежинку.

- Какой белый медведь? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).

Нарисуйте в квадрате №2 знак «?»

- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (продолговатое, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью).

Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.

- Какая голова у медведя? Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные.

Нарисуйте в квадрате №4 голову

- Какие у белого медведя лапы(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).

Нарисуйте в квадрате №5 лапы медведя.

- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, морские водоросли, иногда охотиться на тюленей, маленьких пингвинов).

Дети рисуют в кружочке №6 тарелку

- А как медведица заботится о медвежатах? Назовите слова-действия? (мама медведица заботится о медвежатах, кормит, согревает, роет берлогу из снега, учит охотиться.)

Напишите в квадрате № 7 слово мама (подгот., .

- А в последнем квадрате №8 мы нарисуем книгу. Догадались почему? (Белых медведей осталось очень мало. Охота на них запрещена, поэтому белые медведи занесены в Красную книгу.)

Дети рисуют в квадрате №8 книгу.

Логопед: - А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему – модель и самостоятельный рассказ детей со схемой и без неё).

Рассказ. Белый медведь.

Белый медведь живёт на севере, где много снега и льда, в Арктике.

Белый медведь большой, сильный, ловкий, хищный. Тело медведя покрыто густой, белой, пушистой шерстью. На вытянутой морде есть маленькие овальные уши, глазки – бусинки и носик чёрного цвета. Лапы у медведя сильные и когтистые, покрыты шерстью, поэтому не мёрзнут на льду и холодном снегу. Медведь питается рыбой, водорослями и мясом северных обитателей: слабыми тюленями и маленькими пингвинами. Медведица, мама белого медвежонка заботится о своих детках. Она учит их охотиться, согревает, роет берлогу в снегу, кормит. Белых медведей осталось мало. Охота на них запрещена. Белый медведь занесён в Красную книгу России.

Физминутка «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи, стоя в кругу)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,

руки разводят в стороны)

и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками, бегут по кругу)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Логопед: Порадуем Белого Мишку. Выучим стихотворение. А поможет нам таблица.

Белый мишка на рыбалку,

Не спеша идёт вразвалку.

Чует мишка-рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Логопед: Отправляемся дольше за снежком. Нам же надо найти волшебную палочку.

(берёт в руки снежок) :

«Ты катись, катись снежок!

Укажи нам путь, дружок.»

Слайд №5 «Ёлочка»

Логопед: Ребята, какая красивая елочка. На ней ещё остались шарики.

Думаю, ждёт нас задание, и правильность его выполнения поможет нам в поиске волшебной палочки.

На ваших шариках задания, постарайтесь выполнить правильно.

У каждого ребё нка на шарике задание: расставить согласно цифрам буквы и вписать слово в схему (подгот., раскрась цифры в соответствии с кружками (старшая).

Дети читают свои слова: зима, мороз, снег, сани, лыжи, шуба, валенки, снегоход, снеговик, холод, санки, каток.

Логопед: Молодцы, ребята. Много слов мы угадали, написали, прочитали. Все эти слова относятся к какому времени года? (Зиме).

Снимем усталость и проведем себе массаж.

Самомассаж

Вот на улице мороз! (дети потирают лобик)

Все потрите щеки, нос! (трут щеки нос)

Ни к чему нам бить баклуши, (постукивают подушечками пальцев по бороде)

Ну-ка, все потрите уши, (трут ушки)

Покрутили, повертели вот и уши отогрели (разминают уши)

По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)

По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)

Ножками потопали. (топают ногами).

Логопед:

И снова в путь.

Ты катись, катись снежок

Покажи нам путь дружок!

Слайд № 6 : «Лесная школа»

Снежок привёл нас в лесную школу.

Надо выполнить задание вместе с учениками - зверятами.

Для этого нам понадобятся волшебные дощечки.

Сейчас я буду называть вам звуки, а вы превращая звуки в буквы выкладывать их на волшебной дощечке.

Приготовились, ловите первый звук : З Дети с помощью резиночек выкладывают данную букву (подгот., старшая подгруппа выкладывают геометрические формы.

Второй звук: И

Третий: М

Четвё ртый: А

Логопед: Какое слово у нас получилось?

Дети: Мы получили слово ЗИМА

Логопед: Молодцы. Друзья, пока мы отдыхали, на полянке вырос сугроб снега. Ой, ребята, здесь кажется, под снегом что-то есть.

Дети: (откапывают волшебную палочку и корзинку со снежками)

Логопед: Наконец - то мы отыскали волшебную палочку Зимы. Зима будет очень рада, что мы ей помогли. А мы рады совершать добрые поступки. Вам понравилось?

А что больше всего вам понравилось? (выслушивает ответы детей)

Логопед: Но верится мне, что должно произойти ещё какое-то чудо!

Если есть волшебная палочка, то попробуем поколдовать.

(Логопед берёт корзинку с комочками из бумаги, сделанными детьми в начале занятия)

Логопед: обводить вокруг корзинки волшебной палочкой, произносит слова:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахну

И комочки снежные

В конфеты превращу.

Дети берут снежки разворачивают… и получают сюрприз (конфетка, спрятанная в снежке из бумаги)

Логопед:

Нам уже пора возвращаться в детский сад.

До свиданья, зимний лес.

Много было здесь чудес,

Но и нам пора прощаться

В детский сад наш возвращаться!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке» Цели: - Формировать умение детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи для старших дошкольников «Составление описательного рассказа «Животные жарких стран»Конспект занятия по развитию связной речи для старших дошкольников «Составление описательного рассказа «Животные жарких стран» Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа «Животные жарких.

Квест-игра по развитию речи «Составление описательного рассказа о зиме»Квест-игра по развитию речи «Составление описательного рассказа о зиме» Воспитатель Каландарова Е. Ю. Цель: закрепить умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и.

Конспект ООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Собака с щенками»Конспект ООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Собака с щенками» Конспект ООД по развитию речи для детей 4-5 лет Доминирующая образовательная область Речевая Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная,.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа (белка, лиса)»Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа (белка, лиса)» Цель. Учить детей описывать животных, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа; обогащать словарь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
Опубликовано: 5 марта 2024 в 08:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Разгуляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД