мухтарова татьяна
Занятие по развитию математических способностей детей старшей группы «Число и цифра 6»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Занятие по развитию математических способностей детей старшей группы «Число и цифра 6»
Задачи:
1. Познакомить детей с образованием числа 6 и цифрой 6;
2. Учить различать цифру 6 среди других цифр;
3. Закреплять представление детей о частях суток, временах года, осенних месяцах; умение устанавливать связи между названием дня недели и его порядковым номером;
Публикация «Занятие по развитию математических способностей детей старшей группы „Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
4. Развивать умение ориентироваться на плоскости листа; логическое мышление, зрительное восприятие;
5. Воспитывать чувство коллективизма
Оборудование: картинки Смешариков: Крош, Ежик, Копатыч, Лосяш, Каркарыч, бутафорский монитор, карточки с цифрами и знаками, аудиозапись веселой музыки, схема-карта, наглядный материал : прямоугольники с нарисованными предметами, картинки – дни недели, раздаточный материал для детей : грибочки, тетради, карандаши, смайлики, игра-пазл «Смешарики».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я утром встретила Кроша у нас на крылечке. Он сидел один и плакал. Когда я его спросила, что случилось, он рассказал мне удивительную историю.
«Крош со своими друзьями Смешариками играл в компьютерную игру «Цифры потерялись». Им очень нравится эта игра, она очень интересная и в нее можно играть, хоть целый день! Но Крош - то знает, как опасно проводить много времени за компьютером, и поэтому, поиграв 20 минут, предложил друзьям отправиться на прогулку. Но Смешарики вовсе не хотели выходить из игры, а Крош не смог их переубедить и отправился гулять один. Но когда он вернулся домой, то увидел, что друзей нигде нет, а на мониторе написаны слова:
«Помогите! Спасите! Нас затянула игра и мы в ней потерялись! Чтобы помочь нам вернуться, нужно пройти всю игру от начала до конца. Если не справишься с заданиями правильно за 20 минут, игра и тебя затянет! Торопись и будь внимателен!»
- Вот и плачет бедный Крош: и друзей ему жалко, и боится, что сам не справиться со всеми заданиями. Как вы думаете, что же ему делать? Ответы детей
- Предлагаю отправиться в комьютерную игру вместе с Крошем.
Гимнастика для глаз. Итак:
Левым глазом подмигнули
Правым глазом подмигнули
На соседа мы взглянули
Поморгали, поморгали и в компьютер мы попали. (На доске расположить нарисованный монитор)
- Внимание!. Чтобы пройти всю игру надо изучить карту и идти строго по ней. (На мониторе расположить карту)
. Здесь изображены цифры и стрелки. Что означают они? Стрелки обозначают направление, в какую сторону нужно идти, а цифры – в какой последовательности двигаться
- С какой цифры мы начнем свое движение? С цифры 1.
- Где эта цифра находится? В нижнем правом углу.
- Тимофей, куда пойдем дальше? К цифре 2.
- Где она находится? В верхнем правом углу.
- Галя определи куда пойдем дальше? К цифре 3.
- Где она находится? В левом правом углу.
- Артем, где находится цифра 4? В нижнем левом углу.
- Ответят мальчики, где находится цифра 5? В центре.
Итак, мы на первом уровне, начинаем движение с нижнего правого угла
Д/и «Сядет тот…» - Ориентировка во времени:
Сядет за стол тот, кто назовет.
- Какое сейчас время года?
- Назовите все времена года.
- Какой сейчас месяц?
- Назовите все осенние месяцы.
- Какой сегодня день недели?
- Какая сейчас часть суток?
- Назовите все части суток.
- Молодцы, первый уровень пройден и мы смогли освободить Ежика. (картинка на мониторе)
- Переходим на второй уровень
Нужно отгадать загадку.
Ежик шел по лесу, шел,
На обед грибы нашел.
Пять под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? 6
Кто хочет посчитать? ….выйди к доске и посчитай. Сколько всего грибов? Всего в корзине 6 грибов. Кто еще хочет посчитать? (добиваться полных ответов)
- А теперь выложите у себя на полосках 5 грибов под березой на верхней дорожке (синей) и 1 у осины на нижней красной полосе. Где грибов больше, под березой или под осиной? Под березой грибов больше.
-Почему вы так думаете? Потому что под березой растет 5 грибочков, а под осиной 1. 5>1
-Выложите около грибов цифру, которая соответствует числам. Какую цифру вы положили около верхней полосы? Цифру 5, потому что под березой 5 грибов.
- Около нижней? Цифру 1, потому что под осиной 1 гриб.
- Сколько всего грибов на двух дорожках? 6.
- Как получили число 6? К 5 прибавить 1 – будет шесть
- А вот цифра, которая обозначает число 6. Посмотрите на нее. Цифра 6-дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
-Давайте пальчиком нарисуем в воздухе цифру 6 и запомним ее.
-Откройте тетради и обведите цифру шесть пальчиком и запомните ее. А сейчас возьмите карашдаши и обведите в кружок все цифры 6. (Самостоятельная работа. Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте все ли цифры обвел ваш товарищ, оцените работу и поставьте зеленый, желтый или красный кружок – взаимопроверка).
Еще один герой освобожден из компьютерного плена – это Копатыч и мы переходим на следующий уровень. (разместить картинку Копатыча рядом с Ежиком.)
- Ребята, вы наверное, устали? Третий уровень нам дает возможность немного отдохнуть
Физминутка
Мы глазами – миг, миг (моргаем глазами).
Мы плечами – чик, чик (поднимаем плечи и опускаем).
Мы руками - хлоп, хлоп (хлопки)
Мы ногами топ, топ (топаем)
Раз – туда, два – сюда (наклоны влево, вправо).
Повернись вокруг себя (повороты).
Раз – присели, два – привстали, (приседания)
Ванькой – встанькой словно стали (покачались)
Руки к телу все прижали, на четвертый уровень попали.
- На 4 уровне компьютерщики, создавая программу, в каждом прямоугольнике должны были нарисовать по 6 предметов, но программа дала сбой системы. (Разместить на доске прямоугольники с нарисованными предметами)
Нам поручено найти и исправить все ошибки.
- Посмотрите внимательно на первый прямоугольник, что в нем изображено? Яблоки.
Сколько яблок? 4
- Подумайте, что нужно сделать, чтобы яблок стало 6? Нарисовать еще 2, добавить 2…
Ребята, кто сможет записать это примером? Алимхан, пройди к доске и выложи из цифр и знаков пример. А вы ребята, в своих тетрадях дорисуйте яблоки, чтобы их было 6. (самостоятельная работа в тетрадях).
- Алимхан, прочитай пример. 4 прибавить 2 получится 6
- Ребята, сколько яблок дорисовали? 2
- Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.
- Давайте исправим ошибку компьютерщиков и во втором прямоугольнике.
- Сколько мячей в прямоугольнике? 3
- Что нужно сделать, чтобы их стало 6? Добавить еще 3
- Артем, пройди к доске и выложи пример из цифр и знаков, а вы, ребята, дорисуйте в прямоугольнике мячи, так, чтобы их стало 6.
- Артем, прочитай пример. 3 плюс 3 получится 6.
- Сколько дорисовал мячиков Тимофей? Саян? У всех ли так получилось?
(По аналогии 2+4=6; 5+1=6).
- Четвертый уровень мы преодолели и освободили Каркарыча (разместить на доске).
- Осталось освободить Лосяша. Ребята, программа в компьютере была нарушена и поэтому дни недели перепутались. Нам надо восстановить порядок и поставить все дни недели по местам.
Д/и «Живая неделя» - Закрепление дней недели
- Выберите себе картинки, с помощью цифр определите и назовите день недели, который вы выбрали
У меня картинка с цифрой 2 – это второй день недели, он называется вторник, у меня картинка с цифрой 5- это пятый день недели называется пятница и т. д.
- Когда будет звучать музыка, вы, ребята бегаете врассыпную. Но как только музыка прервется, вы должны построиться по порядку. Все остальные дети будут эксертами и следить, чтобы опять не произошел сбой программы.
- Влада, посмотри, как постороились дни недели, нет ли ошибки в программе? (если дети построились неправильно, уточняем с «экспертами» какой день недели должен идти следующий, исправляем ошибки).
- Нам удалось спасти Лосяша и теперь все Смешарики собрались вместе. (разместить картинку Лосяша на доске).
Рефлексия
- А мы, ребята, подошли к последнему, шестому уровню.
- Выберите смайлики и скажите, получилось у нас все так, как мы задумывали в начале? Смогли мы оказать помощь Крошу и выручить его друзей? Как мы это сделали? Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Ответы детей
- Что мы можем посоветовать Смешарикам, чтобы в следующий раз с ними не произошла такая беда? Не играть долго в компьютер, слушаться взрослых, договариваться с друзьями….
Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и Смешарики приготовили вам сюрприз – игра-пазл «Смешарики».