Евгения Александровна Конозина
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «История русского колокольчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси.
2. Формировать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
3. Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения силуэта колоколов.
4. Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „История русского колокольчика“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
5. Воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Технологии:
Здоровьесберегающая;
Информационно-коммуникационная технология;
Игровая технология;
Художественно-эстетическая технология.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, раздел: «Ознакомление с окружающим миром»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие, раздел: ребенок в семье и обществе»; «Художественно-эстетическое развитие, раздел: изобразительная деятельность».
Материал и оборудование: презентация «Колокола России», ноутбук, экран, проектор, выставка разных колокольчиков, иллюстрации колоколов, аудиозапись колокольных звонов «Ростовские звоницы», аудиозапись «Пасхальный звон», аудиозапись песня Р. Рустамова.
Раздаточный материал: заготовки из соленого теста в форме колокольчиков, кисти, гуашь.
Предварительная работа: беседа о колоколах; рассматривание иллюстраций; разучивание скороговорки «Надо колокол переколоколовать,
да перевыколоколовать»; чтение А. Толстой «Колокольчики»; лепка колокольчиков из соленого теста; прослушивание колокольного малинового перезвона; рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры, звонницы; изготовление колокольчиков из соленого теста.
Ход занятия
Мотивация
В: Сейчас попрошу мне помочь Иру и Кирилла расставить картины к занятию, расставить колокольчики мне поможет Ангелина, Артем и Аида.
Молодцы! Спасибо за помощь! Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены. Предлагаю присесть на стулья и послушать необычную музыку.
Основная часть
1этап
В: Как вы думаете, что за музыка звучала?
Д: Это звучал колокольный перезвон.
В: Отлично! Какой главный инструмент вы услышали?
Д: Мы услышали колокол.
В: Все верно! Знаете ли вы, что означает слово «колокол»?
Д: Оно означает зов, шум, крик, весть.
В: Какой замечательный ответ! Для чего еще нужен колокол?
Д: Колокола нужны, обратить внимание на что-либо, они умеют извещать, оповещать, сообщать.
В: Превосходно. Давайте порассуждаем, какие колокола вы знаете, где их применяют. Вам помогут слайды.
Д: На слайдах мы видим: набатный колокол, церковные, сувенирный подшейный, бубенцы, музыкальные, рыболовный, царь-колокол, ветряной, школьный, часовые колокольчики.
В: Действительно, назначение колоколов и колокольчиков очень широко. Кто знает и поможет рассказать почему?
Д: Люди в старину не имели телевизоров, телефонов, радио, поэтому, чтобы сообщить быстро важные вести стали использовать колокола.
В: Как хорошо вы умеете рассуждать! Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники. Поднимите руку те, кто бывал в храме с мамой и папой. Что вы там видели, что запомнили, то слышали?
Д: В храме мы видели иконы, расписанные стены, запомнили колокольный звон.
В: Прекрасно! Как называется место, где находится колокол?
Д: Место где находится колокол, называется колокольня.
В: Это правильный ответ! Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня или звонница. Дети у кого дома есть колокольчики на входной двери?
Д: У нас висит.
В: Как хорошо вы ответили! В старину верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. Колокол находится не только в храме, но и является музыкальным инструментом. Предлагаю вам стать музыкантами. Давайте и мы поиграем на колокольчиках.
Музыкальная игра с колокольчиком «Тихие и громкие звоночки».
Описание: У детей в руках колокольчики. На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й куплет звенят громко.
1 куплет:
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит,
Пусть тебя никто не слышит
2 куплет:
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог,
Чтобы каждый слышать мог!
В: Хороший у нас получился оркестр! Порассуждайте, играть на колоколе и колокольчиках просто?
Д: Нет, не просто.
В: Кто же играет на колоколах и колокольчиках?
Д: На колоколах и колокольчиках играют люди.
В: В музыкальном оркестре эту работу выполняет музыканты, а в храме звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать?
Д:“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “звонкоголосый”…
(Предложить объяснить смысл каждого слова).
В: Отличные ответы! У нас в стране есть
самый главный из колоколов - "Царь-колокол". Он находится в Кремле. Этот колокол сделали наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Что вы видите в центре?
Д: В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых".
В: Все верно! Что вы видите внизу?
Д: Внизу мы видим красивый орнамент.
В:Как хорошо вы подумали! Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?
Д: Он очень красивый и большой.
В: Превосходный ответ! Его сделали очень большим и поэтому не смогли поднять на колокольню и он ни разу не звонил. Сейчас в наше время, колокол является историческим предметом-символом России. Это частичка истории. Колокольчик часто увозят иностранные гости, как сувенир к себе на родину. Подумайте, какие еще сувениры увозят гости из нашей страны?
Д: Иностранные гости обязательно увозят с собой из России сувениры матрешку, русский колокольчик, деревянную посуду с хохломской росписью.
В: Какие вы молодцы! Главный из церковных звонов - "Благовест". Как вы думаете, что это значит?
Д: В его звоне звучит приглашение на праздник.
В: Конечно это так! Он именно так звучал в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". Давайте его послушаем.
В: Что вы в нем услышали?
Д: В этом звоне слышится призыв: "К нам, к нам, к нам".
В: Превосходно! В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола.
Физминутка.
«Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (легкий бег по кругу) .
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (присесть).
2 этап
В: Как вы думаете, на что похож колокол?
Д: Колокол похож на колпак.
В: Вспомните скороговорку: «Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать».
Д: «Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать».
В: Какой цветок он напоминает?
Д: Колпак напоминает колокольчик.
В: Предлагаю сделать колокольчик-сувенир, который вы сможете подарить своим родственникам или друзьям. Возьмем наши колокольчики и попробуем их украсить с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера с помощью гуаши.
Заключительная часть
В: Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем занятии?
Д: Мы хотим рассказать своим друзьям, маме.
В: О чем бы вы хотели рассказать?
Д: Мы хотим рассказать о том, что бывают разные колокольчики: музыкальный инструмент, рыболовный, школьный.
В: Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?
Д: Нам запомнился колокольный звон «Благовест», «Ростовские звонницы».
В: Что было самое интересное?
Д: Мы узнали, где находится «Царь-колокол».
В: Давайте рассмотрим сделанные вами колокольчики-сувениры.
В: На какие вопросы вам было трудно отвечать?
В: Как вы думаете, мы справились?