Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию «Соль» с детьми старшей группы

Надежда Платова
Конспект занятия по познавательному развитию «Соль» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

ГБДОУ НАО «Детский сад п. Красное»

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

с детьми старшей группы.

«Волшебная соль»

Образовательная область:

(познавательно-исследовательская деятельность

+

художественно-эстетическое развитие)

Платова Надежда Владимировна

Воспитатель средней группы

п. Красное

2022г

Цель: Формирование интереса к изучению свойств соли.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Соль“ с детьми старшей группы» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с солью и ее свойствами,

- формировать умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

- создавать условия для рисования при помощи соли, используя нетрадиционную форму.

Развивающая :

- закреплять интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

- развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования

- воспитывать интерес к творчеству

- воспитывать умения согласовать действия между собой.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и фотографий, беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Методы и приемы:

Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, практическая деятельность детей

Материалы и оборудование:

тарелочки с солью, кубик промышленной соли, виды различной соли, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, лупы, готовый фон для рисования дерева, клей ПВА, кисти,

Словарная работа:

безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная, йодированная

Планируемые результаты:

Знакомство с солью, ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.

Форма проведения:

экспериментально-исследовательская деятельность

Литература:

Журнал «Детский сад» № 9, 2015г.

Журнал «Дошкольное воспитание» №2 1993г.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться своим настроением с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки друг другу и улыбнитесь нашим гостям. Теперь я вижу, что у всех отличное настроение.

- Ребята, я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку.

Из воды родится, а воды боится? (ответы детей)

Ребята, хотите узнать, что это? Тогда садитесь поудобнее на стульчики я вам расскажу и покажу.

Получение соли (Фото №1)

В глубокой древности люди ели не приправленную ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской воды (Фото №2). В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль превращалась в кристаллики.

Соль-это единственное полезное ископаемое - минерал, которое люди употребляют в пищу.

Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, морская. (показать виды соли)

Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. (Фото№3)

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную (очищённую) соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски и скрабы. Используют, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

- Как вы думаете, зачем это делают? (Ответы детей)

(Фото №4)

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Фото № 5)

-Так что же из воды родится, а воды боится (Ответы детей.)

-Объясните почему воды боится?

Подойдите ко мне, давайте посмотрим, что же в сундучке? (достает соль)

-А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят опыты. Проходите.

Но в лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам

-бережно обращаться с оборудованием.

Воспитатель: Запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете?

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая. Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)

Опыт №1 (Определение свойств соли)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль?

У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

Воспитатель: А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).

Воспитатель: Изменился ли цвет воды? (нет).

Воспитатель: А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы!

Воспитатель: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Опыт №2 «Растапливание льда»

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.

Вывод: - соль растапливает лед.

Ну а мы с вами, уберём блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка: Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту мнём, мнём

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём

Воспитатель: Сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт№3 «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»

Воспитатель: Перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Возьмите шприцы с краской гуашь и капните на соль с одного края блюдца. Что вы видите? Что произошло с кристаллами соли? Правильно, кристаллы соли окрашивают друг друга.

Воспитатель: Значит какой вывод? Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу).

Воспитатель: Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Если просушить эту соль можно использовать для изготовления картин.

Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию и изготовить из соли красивые картины. Проходите, садитесь за столы. У каждого из вас есть готовый фон, на котором изображено дерево, но оно не укрыто снегом, как все деревья на улице, давайте им поможем. Возьмите клей и кисти, закрасьте клеем всю часть дерева. (Показываю и закрашиваю вместе с детьми)

Затем возьмите соль и посыпьте дерево, так что бы оно все было закрыто. (Показываю и засыпаю вместе с детьми)

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее снежное дерево

Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите какие картины у вас получились.

Пока картины сохнут, давайте вспомним

-Чем сегодня занимались? (мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней)

- Что нового узнали? Что вы можете рассказать про соль.

-Чему научились?

Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня! Большое вам спасибо! До свидания ребята.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается дружба» с детьми старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается дружба» с детьми старшей группы Цель: создание условий для формирования знаний детей о таких понятиях как «друг», «дружба». Задачи: - Закрепить правила дружеских отношений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях, доброте, создание положительного эмоционального.

Конспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - активизировать познавательную активность детей, обогащать новыми знаниями по теме «насекомые»; - пополнять словарный.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группы Цель: учить детей отвечать на вопросы во время общения, не стесняться. Задачи: • Учить детей слышать педагога, отвечать во время беседы;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группы Программные задачи: Познакомить детей с созданием книги, её строением. Познакомить детей с понятиями «обложка», «страницы», «иллюстрация».

Конспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группы Программные задачи: Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления; учить видеть красоту осенних деревьев; вызвать.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра» Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Физическое развитие. 4. Художественно – эстетическое.

Конспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группы 20 мая. Всемирный день пчёлПрограммные задачи: обогащать знания детей о насекомых, о пчёлах; активизировать словарный запас; учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Соль» с детьми старшей группы
Опубликовано: 20 мая 2023 в 15:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Соль» с детьми старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Платова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД