Надежда Платова
Конспект занятия по познавательному развитию «Соль» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ НАО «Детский сад п. Красное»
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности
с детьми старшей группы.
«Волшебная соль»
Образовательная область:
(познавательно-исследовательская деятельность
+
художественно-эстетическое развитие)
Платова Надежда Владимировна
Воспитатель средней группы
п. Красное
2022г
Цель: Формирование интереса к изучению свойств соли.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Соль“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с солью и ее свойствами,
- формировать умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- создавать условия для рисования при помощи соли, используя нетрадиционную форму.
Развивающая :
- закреплять интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования
- развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования
- воспитывать интерес к творчеству
- воспитывать умения согласовать действия между собой.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и фотографий, беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Методы и приемы:
Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, практическая деятельность детей
Материалы и оборудование:
тарелочки с солью, кубик промышленной соли, виды различной соли, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, лупы, готовый фон для рисования дерева, клей ПВА, кисти,
Словарная работа:
безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная, йодированная
Планируемые результаты:
Знакомство с солью, ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.
Форма проведения:
экспериментально-исследовательская деятельность
Литература:
Журнал «Детский сад» № 9, 2015г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 1993г.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться своим настроением с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки друг другу и улыбнитесь нашим гостям. Теперь я вижу, что у всех отличное настроение.
- Ребята, я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку.
Из воды родится, а воды боится? (ответы детей)
Ребята, хотите узнать, что это? Тогда садитесь поудобнее на стульчики я вам расскажу и покажу.
Получение соли (Фото №1)
В глубокой древности люди ели не приправленную ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской воды (Фото №2). В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль превращалась в кристаллики.
Соль-это единственное полезное ископаемое - минерал, которое люди употребляют в пищу.
Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, морская. (показать виды соли)
Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. (Фото№3)
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Поваренную (очищённую) соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Также соль используют в косметологии, добавляют в маски и скрабы. Используют, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
- Как вы думаете, зачем это делают? (Ответы детей)
(Фото №4)
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Фото № 5)
-Так что же из воды родится, а воды боится (Ответы детей.)
-Объясните почему воды боится?
Подойдите ко мне, давайте посмотрим, что же в сундучке? (достает соль)
-А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят опыты. Проходите.
Но в лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам
-бережно обращаться с оборудованием.
Воспитатель: Запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая. Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)
Опыт №1 (Определение свойств соли)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль?
У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
Воспитатель: А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).
Воспитатель: Изменился ли цвет воды? (нет).
Воспитатель: А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы!
Воспитатель: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.
(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Опыт №2 «Растапливание льда»
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.
Вывод: - соль растапливает лед.
Ну а мы с вами, уберём блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка: Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту мнём, мнём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
Воспитатель: Сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.
Опыт№3 «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Воспитатель: Перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Возьмите шприцы с краской гуашь и капните на соль с одного края блюдца. Что вы видите? Что произошло с кристаллами соли? Правильно, кристаллы соли окрашивают друг друга.
Воспитатель: Значит какой вывод? Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.
Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу).
Воспитатель: Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Если просушить эту соль можно использовать для изготовления картин.
Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию и изготовить из соли красивые картины. Проходите, садитесь за столы. У каждого из вас есть готовый фон, на котором изображено дерево, но оно не укрыто снегом, как все деревья на улице, давайте им поможем. Возьмите клей и кисти, закрасьте клеем всю часть дерева. (Показываю и закрашиваю вместе с детьми)
Затем возьмите соль и посыпьте дерево, так что бы оно все было закрыто. (Показываю и засыпаю вместе с детьми)
Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее снежное дерево
Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите какие картины у вас получились.
Пока картины сохнут, давайте вспомним
-Чем сегодня занимались? (мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней)
- Что нового узнали? Что вы можете рассказать про соль.
-Чему научились?
Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня! Большое вам спасибо! До свидания ребята.