галина морозовская
Занятие по познавательному развитию «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи: Образовательные: - познакомить со свойствами воды : прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы; -научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе; - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. Развивающие : - учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение; - стимулировать познавательную активность детей.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Материалы:
Прозрачные сосуды разной формы; одноразовые ложечки; вещества ( которые будут растворяться в воде: мука, сахар, соль, масло); фотографии, рисунки на тему «Вода».
Ход занятия.
Работа в парах, стоя.
- Дорогие ребята, в начале нашего занятия я предлагаю поздороваться.
Дети поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
-Желаю (соприкасаются большими пальцами)
-Успеха (указательными пальцами)
-Большого (средними)
-Во всем и везде (безымянными)
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Я хочу рассказать вам сказку.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима (назовите мне зимние месяцы, три месяца – Весна (весенние месяцы, три месяца – Лето (летние месяцы) и три месяца – Осень (осенние месяцы). Но однажды Зима решила, что она самая главная, и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод» (по ходу сказки выставляются картинки времен года).
- Как вы думаете, о каком чуде может говорить Весна? (Солнце)
Если солнце будет ярко светить, что произойдет? Что получится? (вода)
Давайте вспомним, где бывает вода на нашей планете.
- Бывает вода в морях. Вода в море – как назвать её по-другому – морская.
Бывает вода в океанах. Вода в океане – как назвать её по-другому - океаническая;
-А вы знаете, что общего между морской и океанической водой? (Она соленая)
-Бывает вода в реках, озёрах, родниках, болотах. (Речная, озёрная, родниковая, болотная вода) Какая это вода? (пресная)
-Вода бывает питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой. Прежде, чем вода попадет к нам в квартиры, ее чистят на водоочистных сооружениях. Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
-Ребята, представьте себе, что мы с вами очутились не в группе, а в научной лаборатории. Как вы думаете, кто работает в лаборатории, и чем они занимаются?
-Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, все записывать.)
-Давайте наденем защитные фартуки и сядем за столы. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.
Опыт 1.
Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я налила обычную питьевую воду из- под крана. А теперь сквозь воду в стаканчике посмотрим на игрушки, на ваши лица. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо.
Вывод: Значит первое свойство воды : чистая вода – прозрачная. - А сейчас на некоторое время мы станем фокусниками. Возьмите пузырек с водой. Какая там вода? (чистая, прозрачная). Взболтайте пузырек. Что произошло? (вода окрасилась) Откройте крышки и посмотрите на них. Что вы видите? Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Опыт 2.
Воспитатель: Попробуем положить шарик и кубик в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по – другому. Давайте перельём воду в любой сосуд по вашему выбору. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.
Вывод: Второе свойство воды : в отличии от твёрдых тел вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.
Физминутка.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Опыт 3. - Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Опыт 4.
Ещё одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе лежат различные вещества: мука масло, сахар.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остаётся прозрачной.
- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как стаканчик с водой постоит, мука оседает на дно, но растворы продолжают быть мутными.
-масло не растворяется в воде: оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
А теперь мы попробуем нашу воду очистить. Для этого мы сделаем фильтр из ватных дисков, вложенных в воронку.
По окончанию процесса делаем следующие выводы :
-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо. Видны следы масла.
-хуже всего отфильтровался сахар, который хорошо растворился в воде.
- после фильтрования раствора муки остались мелкие частички, но большая часть осталась на самом фильтре.
Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какой-нибудь реки или подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях, с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить компот. Но даже такую очищенную, отфильтрованную от грязи воду, нельзя пить прямо из-под крана. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.
Опыт 5. - Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? - А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху» : я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик, дети определяют, чем пахнет.) - Давайте перемешаем. Теперь понюхайте ещё раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином)
- Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами. Вам понравилось? А что особенно вам особенно понравилось? Какие трудности вы испытали при проведении опытов?