Анастасия Васильевна Гребенюк
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить представления детей о свойствах воды, воздуха, магнита и их взаимодействии через опытно-экспериментальную деятельность; вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс посредством проведения совместного занятия.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания детей о свойствах воды;
помочь понять, что воздух имеет вес и силу;
дать знания о том, что воздух легче и сильнее воды;
сформировать представления детей о свойствах магнита;
выявить, является ли вода барьером для работы магнита;
Публикация «Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
показать родителям, как находить ответы на вопросы детей о неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие:
развивать у детей любознательность, познавательный интерес;
активизировать речь, мышление, память;
способствовать развитию умения формулировать гипотезу, находить способы ее проверки и делать выводы;
развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
формировать устойчивый интерес к опытно-экспериментальной деятельность.
Воспитательные:
воспитывать желание соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории;
стимулировать активность, умение работать в коллективе;
способствовать благоприятному укреплению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде», «Круговорот воды в природе», «Водоемы: природные и искусственные», «Передвижение человека по воде», «Чем мы дышим?», «Этот удивительный магнит!», «Лаборатория: проведение экспериментов и правила поведения в ней»;
Рассматривание иллюстраций с обсуждением: водоемы, водный транспорт, подводная лодка, экологические проблемы: загрязнение воды, воздуха;
Ознакомление с картой, глобусом с целью выявления количества воды и занимаемой планету суши;
Чтение художественной литературы: экологическая сказка Н. Рыжовой «Жила-была вода», Н. Болтачева «Сказка о круговороте воды в природе», стихотворение Е. Стеквашов «Моряк», стихотворение А. Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Олегов «Баллада о воде», рассказ Ю. Ефремов «Воздух», стихотворение С. Маршак «Мыльные пузыри», сказка «Мечты одного магнита», рассказ М. Константиновский «Почему Земля магнит?»;
Опыты и эксперименты: «Вода – это жидкость», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса, не имеет формы)», «Мыльные пузыри», «Отражение в воде», «Лед - тоже вода», «Испарение воды», «Воздух можно поймать» «Как увидеть воздух?»;
Наблюдения: «Таяние снега», «Сосульки на крышах», «Весенний дождь», «Облака - белогривые лошадки», «Куда исчезли лужи?», «Воздух – невидимка»;
Игры:
- подвижные: «Водяной», «Ручеек», «Море волнуется…», «Плюсики и минусы»,
- дидактически: «Собери картинку», «Кто больше назовет?», «Найди отражение», «Доскажи словечко», «Так бывает, или нет?»
- сюжетно-ролевые: «Моряки», «Морское путешествие», «Семья» (сюжет – «На прогулке после дождя», «Водолазы», «Рыболовы»;
- игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.
Словарная работа:
Лаборатория, профессор, гипотеза, газированная вода, подводная лодка, аппарат, цистерны, балластные, сжатый воздух, металл, магнит, магнетизм, полюса – южный и северный.
Необходимые материалы:
костюм волшебника
волшебная палочка
халаты, фартуки, шапочки, латексные перчатки
карта-схема правил поведения в лаборатории
прозрачные глубокие емкости для воды – 2 шт.
пустые пластиковые бутылки с крышкой – 2 шт.
журнал для фиксирования экспериментов
газированная вода в бутылке – на каждого ребенка
прозрачные пластиковые стаканчики – на каждого ребенка
виноградинки – на каждого ребенка
тарелочки, салфетки – на каждого ребенка
варежка с магнитом внутри
картинки с изображением магнита
различные металлические предметы
предметы, сделанные не из металла (ткань, дерево, пластик, стекло и т. д.)
подносы – 2 шт.
магниты – 3 штуки
самодельная удочка с магнитом вместо крючка (2 штуки)
телефон
лавовая лампа
инструкция по изготовлению лавовой лампы в домашних условиях – для каждого родителя.
Ход занятия:
Воспитатель – профессор волшебной детской лаборатории.
Входят дети со своими родителями. Профессор:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в своей лаборатории. Я – профессор Почемучкин, волшебник в седьмом поколении. Творю и вытворяю, на вопросы отвечаю! Вижу ко мне пришли вы не одни. Кто пришел с вами, ребята? (родители) Так-так-так… Что же делать? (обращается к родителям) Лаборатория у меня детская, а Вы такие большие! Что, дети, будем делать с вашими родителями?
Предлагаю превратиться им в детей – задорных мальчишек и девчонок! Согласны? Но, для этого надо сказать волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В детства мир нас унесет.
Глазки крепко закрываем
Дружно все со мной считаем:
Раз, два, три, четыре
Взрослых в деток превратили.
Ну, вот, вы теперь все дети! Добро пожаловать в мир науки и открытий! Давайте наденем специальную одежду (надевают халаты/фартуки и шапочки). Проходите, присаживайтесь на стульчики. Вот Вы и готовы к нашим исследованиям. А с чего начнем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Правильно! Человек научился не только плавать сам, но и придумал много плавательных предметов. А вы плавать умеете? А что вам помогает не утонуть? (привести к ответу – круг) Почему он не тонет? (там воздух) Вы уверены? А как это можно доказать? (варианты детей).
Опыт №1
Выносятся три прозрачных глубоких емкости с водой. Приглашаются для проведения эксперимента три ребенка с родителями. На руки надевают латексные перчатки.
Профессор:
- Посмотрите, у меня есть пустые пластиковые бутылки (три, плотно закрытые крышкой). Давайте попробуем их утопить!
Дети и родители пробуют утопить их руками.
- Не получается? А что будет, если я наберу в бутылку воду? (утонет)
Проверяем гипотезу, т. е. ваше предположение.
Дети наполняют бутылки водой из емкости и отпускают. Бутылка быстро опускается на дно.
Делаем вывод: воздух легче воды, поэтому пустая бутылка плавала, а с водой опустилась на дно.
Профессор:
- Каждый опыт необходимо записывать. У меня для этого есть специальный журнал. Зафиксировали вывод.
Опыт №2
(пластиковые стаканчики, бутылка с газированной водой, виноградинка на каждую пару - ребенок и его родитель)
Профессор:
- Ребята, а как вы думаете, воздух и вода имеют силу? А что сильнее? (ответы детей) А чтобы узнать правильно вы предположили, или нет, предлагаю вам провести эксперимент. Для этого нам понадобится газированная вода (отметить, что газ – это составляющая воздуха) и виноград. Представим, что виноград - это подводная лодка. Наливаем в стакан газированную воду и опускаем туда виноградинку. Она тяжелая, поэтому сразу опустится на дно, так же, как подводная лодка. Ребята, что вы видите? (Ответы детей: пузырьки газа, т. е. воздуха «подхватывают» виноградинку и начинают поднимать наверх. Пузырьки воздуха на виноградинке столкнулись с поверхностью и «улетели». Наша подводная лодка снова опустилась на дно. И так она будет подниматься и опускаться, пока в воде не закончится газ – воздух)
Вывод: воздух имеет силу. Он сильнее воды и способен выталкивать предметы на поверхность. Зафиксировали результат в журнале.
Устали? Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
Все ребята дружно встали (ходьба на месте)
И на месте зашагали
Раз, два, три, четыре - (руки на плечи, вращение руками
Будем всех сильнее в мире вперед и назад)
Будем в цирке выступать (руки скрещено перед собой
В волшебство все превращать сжимание и разжимание ладоней)
На носочках потянулись, (руки вверх, потягиваемся)
А теперь назад прогнулись (прогнулись назад)
Как пружинки мы присели (приседание)
И на место тихо сели.
Опыт №3
(варежка с магнитом внутри, металлические предметы, предметы, изготовленные из разного материала (бумага, ткань, дерево, пластик и т. д., которые не притягивает магнит)
Профессор:
-Чем же вас еще удивить? А хотите фокус покажу? Смотрите! На столе лежат металлические предметы. Попробую их поднять силой мысли (провожу ладонью на расстоянии, ничего не происходит). А теперь надену свою волшебную варежку и снова попробую (в варежке спрятан магнит, который притянет металл). Вы догадались, в чем секрет моего фокуса? (в магните). А что это такое? (ответы детей). Какие предметы притягивает магнит? (предположения детей). Дать нескольким детям возможность попробовать, что притягивает магнит, а что нет.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Зафиксировали в журнале.
Опыт №4
(две емкости с водой, на дне которых металлические предметы, удочки с магнитом на конце)
- А как вы думаете, работает ли магнит в воде? (предположения). Давайте проверим! Объявляю сезон волшебной рыбалки открытой!
Выносятся емкости с водой, на дно кладутся металлические предметы – рыбки, подгруппе детей и родителям раздаются «удочки», где вместо крючка – магнит. Магнит притягивает предметы со дна.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через воду. Зафиксировали результат.
У профессора звонит телефон. Он отвечает на звонок и объявляет детям, что ему срочно надо идти на научную конференцию. Прощается, вспоминает, что нужно родителей-детей снова превратить во взрослых. Спрашивает желание детей. Произносят волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову.
Глазки крепко закрываем
Дружно все со мной считаем:
Раз, два, три, четыре, пять
Взрослыми желаем стать.
- Ну, вот и хорошо. Ой, я чуть не забыл свое научное открытие.
Достает лавовую лампу, сделанную заранее. Дети интересуются, что это такое.
Профессор: Это лавовая лампа. Вы тоже такую лампу хотите сделать? Тогда, думаю, что родители многому у нас уже научились и смогут сделать с вами ее дома. В помощь я каждому дам инструкцию. А потом вы снова ко мне придете, и я расскажу секреты работы с этой лампой. Это будет нашей новой опытно-экспериментальной работой. Договорились?
Раздает листочки с инструкцией, прощается и уходит.
Дети и родители возвращаются в группу
Список используемой литературы:
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
«365 научных экспериментов». 2010 г.
интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/master-klass-dlya-pedagogov-po-eksperimentirovaniyu
http://buratino30.umi.ru/metodicheskaya_kopilka/fizminutki/