Марина Сафонова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон).
Дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Содержание Программы, основой для которой является ФГОС, охватывает определенные направления развития и образование детей :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину
В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В стандарте выделены следующие целевые ориентиры: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
-развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
-выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
-развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (звук, температура, состояние веществ);
-развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Развитие у детей познавательных способностей :
-мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
-способов познания путем сенсорного анализа.
Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Свою работу по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность я строила исходя из следующих принципов:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так же в одной из ведущих деятельностей – игре;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения :
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
Они практически безопасны.
В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы, связанную с экспериментированием. В методическую копилку вошли конспекты занятий, картотека, фототека, создан уголок экспериментально-исследовательской деятельности.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло и др.).
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).
В ФГОС особое место отводится созданию предметно-развивающей среды, так как она имеет немаловажное значение в развитии детской активности. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В созданном мною уголке экспериментирования содержится :
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа) и т. п.
- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т. п.
- увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без иглы, мерные ложки и др.
- контейнеры с песком и водой.
- рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- часы песочные.
- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требовании:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Содержание работы по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
-специально организованная образовательная деятельность с включенными опытами по заданной теме (ОД);
-совместная деятельность воспитателя с детьми, совместные проекты с родителями;
-свободная самостоятельная деятельность детей.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
Использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные, мультимедийные и интерактивные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.
Родители принимали активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагала дома совместно с родителями приготовить презентации «Лекарственные растения на подоконнике», «Поделки из природного материала», «Стихи про овощи», Загадки с грядки», изготовление пугала для исследовательского проекта «Огород на подоконнике, проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Совместное проращивание лука и создание декоративного для него кашпо. Создание коллекции семян. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме того, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают необходимые материалы во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу внутри детского сада. Воспитателям детского сада представила проект "Мы парфюмеры",
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме : «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей, а также способствует развитию мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью, относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод в образовании как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону развития у детей познавательной активности в соответствии с новыми стандартами государственного образования.