МААМ-картинки

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна» для детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Криущенко
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить со свойствами песка сухой, сырой, сыпется, зимой замерзает;

Задачи

- Познакомить с техникой рисования на песке;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

- воспитывать умение бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками;

- закрепить название геометрических фигур;

- развивать умение узнавать и называть цвет;

- закрепить понятие "один", "много"

Материал: на каждого ребёнка емкости с песком, стаканчики с водой, лейки, совочки и формочки. Большая ёмкость с песком, в которой спрятаны геометрические фигуры, поднос с песком для рисования.

Ход:

Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Песочная страна“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им свою улыбку и потихоньку скажем: «Здравствуйте», а теперь громко «Здравствуйте».

Стук в дверь, в гости приходит Филя у него в руках коробочка с сюрпризом.

Ребята я принёс вам «волшебную» коробочку. Сегодня она откроет вам свой секрет. Давайте узнаем, что в ней находится.

Воспитатель трясёт коробочку.

Что вы слышите (шуршание)

Как вы думаете, что там находится)

Давайте проверим, отгадали мы или нет. А что для этого нужно сделать?

Конечно же, открыть коробочку.

Что это?

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего.

(песок)

Действительно это песок. И сегодня он нам расскажет свои секреты.

Ребята, но здесь у нас мало песка, а я предлагаю вам отправиться в путешествие в песочную страну, чтобы мы все смогли с песочком поиграть.

Хотите).

Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Полетим, полетим.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по-нашему вели.

Мы хотим оказаться в песочной стране.

У детей на столах заранее приготовлены емкости с песком. В песке спрятана формочка.

Посмотрите, мы с вами оказались в песочной стране. Ребята что же это такое перед вами в баночках? (песок)

Давайте поздороваемся с песочком. Прислоните к нему свои ладошки.

Какой он? ….) Сухой или мокрый? (сухой)

А чего нельзя делать с сухим песком? (обсыпаться, сыпать в глаза нельзя есть)

Можно ли из него, что-нибудь слепить? Попробуйте (нет)

А пересыпать можно? Возьмите горсть песка и сыпьте его из ладошки в ладошку. Легко ли сыпется сухой песок? (легко).

А играть с песком можно)

Давайте представим, что наши пальчики как ножки пойдут играть и гулять по песочку. От края до края и обратно.

Пошли пальчики гулять,

Долго шли они пешком.

А потом бегом, бегом,

Немного поскакали,

а в конце упали.

На дне спрятана формочка найдите её.

Сколько формочек у Лизы? Кати? Славы? (одна). А сколько формочек всего у всех деток? (много). Попросить каждого ребёнка назвать цвет своей формочки?

Как вы думаете зачем нужна формочка (слепить куличики).

Давайте слепим.

Получается).

Почему? (.)

Скажите из какого песка можно слепить куличики (из мокрого)

Что нужно сделать чтобы песок стал мокрым? (полить водой)

Давайте намочим песок, польем его водой. Воду лейте аккуратно, чтобы не облить себя и других детей.

Каким стал песок? (мокрым). А куда делась вода (впиталась в песок)

Хорошо перемешаем и слепим куличики.

Получилось? (да)

Почему? (потому что песок мокрый) .

А посмотрите на свои ручки. Какие они (грязные). Давайте, аккуратно отряхнём их над столом и вытрем салфеточкой.

С наступление заморозков песок на улице замерзает. Посмотрите и из него нельзя ничего слепить и пересыпать его тоже нельзя. Давайте попробуем, получается (нет)почему? (потому что он замерз).

А сейчас давайте поиграем в игру «найди сокровища».

В песочке спрятались фигурки. Каждый ищет одну фигуру и называет её (круг, треугольник, квадрат)

Вам легко было искать фигурки (да, почему? (потому что песок сухой).

А сухой песок что делает (сыпется). Сыпется как? (легко)

А как вы думаете, что же еще можно сделать с сухим песком)

Ребята песок приготовил для нас ещё один сюрприз. Оказывается, сухим песком можно рисовать. Я предлагаю стать ненадолго художниками и попробовать нарисовать солнышко. Хотите?

Можно нарисовать большой круг, а вы рисуете лучики у солнышка.

Мы сегодня рисовали, (Дети поднимают перед собой руки.)

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, (Встряхивают кистями.)

Рисовать опять начнем.

Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. На какую геометрическую фигуру оно похоже? (круг). А как оно ярко светит, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно, сильно и откроем, поморгаем. Привыкли глазки.

Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки, а произнесу волшебные слова

Полетим, полетим.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по-нашему вели.

Мы хотим оказаться в детском саду.

Где мы сегодня побывали). Что узнали о песке? Какой бывает песок? (сухой, мокрый) сухой песок что делает? (сыпется). Вам понравилось наше путешествие?

Спасибо тебе Филя за твой сюрприз. Сегодня мы узнали много интересного. Приходи к нам в гости еще.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".

Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:

• анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их,

• сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны,

• умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях,

• обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Полиэтиленовые пакетики.

10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

11. Вата, синтепон.

12. Киндер-сюрпризы.

13. Глина, песок.

14. Вода и пищевые красители.

15. Бумага разных сортов.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Задачи:

Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

«Вода»

Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.

игра «Переливашки»

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

игра «Найди ракушку»

- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

игра «Тёплое – холодное»

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной

игра «Тонет – не тонет»

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

наблюдение за водой

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

игры-забавы с водой.

- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

«Песок»

Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

игра «Печем печенье»

- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь» :

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

«Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.

«Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

«Бумага»

При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Публикации по теме:

«Дерево в снежной шубке». Занятие по ИЗО деятельности с детьми младшего дошкольного возраста«Дерево в снежной шубке». Занятие по ИЗО деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Программные задачи - Обратить внимание детей на природу зимой – всё вокруг покрыто снегом, вода в лужах замёрзла, быстро темнеет..

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

«Подарок для Зайки». Занятие по ИЗО деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 16:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Криущенко (УИ 1240646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД