Тамара Остаева
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Жители зимнего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по окружающему миру в под. гр.
Тема:«Жители зимнего леса»
Цель: 1. Расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц, рыб.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в жизни животных иусловиями их обитания; развивать связную диалогическую речь, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Жители зимнего леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; в узнавании следов, оставленных дикими животными на снегу.
3. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Оборудование: сюжетные картины с изображением зимнего леса и диких животных в лесу, картина с изображением берлоги.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, внимательно послушайте и разгадайте загадки.
Хвост пушистый, Он в берлоге спит зимой
Мех золотистый, Под большущею сосной,
В лесу живет, А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
В деревне кур крадет. (Лиса.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Кто зимой холодной, бродит по лесу злой, голодный? (Волк.)
- Назовите отгадки. Как вы догадались?
- Как лису, медведя, ежа и волка можно назвать одним словом? (Животные.)
- Какие животные: дикие или домашние?
- Каких еще диких животных вы знаете?
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы отправимся в зимний лес и побеседуем о том, как живется зимой диким животным.
3. Основная часть.
- На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под глубоким снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях, нет цветов, грибов и ягод, т. е. всего того, чем так любят питаться дикие животные.
А) (на доску вывешиваются сюжетные картины с изображением диких животных в зимнем лесу, изображение берлоги, заваленной снегом с отдушиной, картина о том, как лиса мышкует)
- Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? Отвечать необходимо полным предложением.
- Что спасает зверей зимой от холода? От хищников? (звери сменили свои шубки, поменяли окраску.)
- Чем питаются зимой заяц, белка?
- Какую добычу выслеживает лиса зимой? Как называется ловля лисы мышей? (лиса мышкует)
- Почему зимой лиса не живет в своей норе? (от дыхания лисы в норе становится влажно и ее шубка становится сырой, когда она выйдет из норки, на холоде может очень быстро замерзнуть.)
- Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?
- Чем питаются заяц и лось зимой?
- Как проводит зиму еж, медведь, барсук?
- Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются?
- Где проводят зиму насекомые?
- Как зимуют лягушки, рыбы?
- Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой?
Б) (обобщение и уточнение знаний детей)
- Звери зимы не боятся, от лютых холодов их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от своих врагов – хищников. Не страшен им и голод, хотя нет зимой не орехов, ни грибов, но белка, например, запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые.
С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых зимой в лесу много. Еж и барсук спят зимой в своих норках. Медведь спит всю зиму в берлоге и ничего не ест. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лоси и лисы ничего не запасали. Заяц питается ветками деревьев и грызет кору. Этим же питаются и лоси. А рыжая хитрая лиса ходит по снегу и тщательно его обнюхивает, это она ищет норки мышей под снегом, говорят, что лиса «мышкует», мышами она и питается всю зиму. Птицы в это время года летят поближе к человеку. Кормятся ягодами рябины, личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, а некоторые ищут крошки и остатки пищи на земле. Рыбы опустились на дно рек, озер.
Но бывают времена, что зверям и птицам становится зимой голодно. Поэтому, мы, люди, должны им помочь. В лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты. Делают кормушки для птиц.
- Как мы с вами можем помочь, например, птицам пережить зиму?
ФИЗМИНУТКА
- А теперь мы с вами немного поиграем.
«Зайка»
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
В) Дидактическая игра «Чье это?»
Нора лисы. Чья нора? – лисья.
Берлога медведя — … Дупло белки — …
Логово волка — … Хвост зайца — … Уши рыси — …
Г) Игра «Назови ласково»
Белка – белочка,
Лиса — …., еж — …., кабан —, барсук —, лосенок — …., нора — …. и т. д.
Д) Дидактическая игра «Узнай следы»
- Ребята, представьте, что мы с вами пришли в зимний лес. Что мы увидим на снегу? (следы животных и птиц)
- Давайте попробуем разобраться, какие звери оставили свои следы на снегу?
Рассмотрите рисунок.
Затем показать подробнее следы разных зверей:
Следы лисы
Следы кабана на снегу
Следы рыси
Следы медведя
Волчий след на снегу
4. Итог занятия.
- Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили? Куда совершили небольшое путешествие?