Людмила Салтуз
«Звукобуквенная страна». Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе
«Звукобуквенная страна»
(конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей
логопедической группе в конкурсе ДОУ «Воспитатель года -2024»)
Составила:
Салтуз Л. В
учитель – логопед
2024г
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: закрепить с детьми знания о буквах и звуках.
Публикация «„Звукобуквенная страна“, Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Коррекционно-образовательная задача: закрепить знания детей о гласных, согласных (мягких и твердых) звуках;
соотносить звуки с цветовым обозначением; совершенствовать навыки звукового анализа слова из 4 звуков;
закрепить умение дифференцировать на слух гласные звуки;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
продолжать учить соотносить буквы со звуками.
Коррекционно-развивающая задача: развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую моторику, внимательность.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать отзывчивость,
стимулировать речевую активность;
Оборудование и материал: домик для твердых и мягких звуков, схемы на каждого ребенка; мультимедийная установка; картинки предметные; гласные буквы А, У, И, Э, О на каждого ребенка, буквы Л, И, С, А.
Предварительная работа: игра «Назови слова с заданным звуком», игра «В каком домике живет звук», «Сколько звуков в слове спряталось?»
Ход занятия.
Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед: «Здравствуйте,ребята! Сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с гостями.
Ребята, вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим.
Ребята, посмотрите на экран, к нам пришло видеообращение.
Видео: Я, Фея из Звукобуквенной страны, обращаюсь к вам за помощью: колдунья Неразбериха напала на нашу страну и навела в нашем государстве путаницу. Перепутала звуки и буквы, теперь они не могут найти свое место в звукобуквенном королевстве. Чтобы убрать эту путаницу, нужно выполнить задания. Задания находятся в конверте который лежит в речевом уголке.
Организуется обсуждение: как помочь Фее
Поисковый этап
Логопед: - Ребята, мы поможем Фее навести порядок в их стране?
Дети: Да
Логопед: -Ребята, прежде чем помочь Фее, вспомним какие бывают звуки речи?
Дети: - Согласные и гласные
Л. -А чем отличаются гласные и согласные звуки?
Д. - Гласные звуки поем. А согласные петь не можем, мешает преграда во рту.
Л. - А что мы еще знаем о звуках?
Д. - Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.
Практический этап.
Л. - Молодцы! Вспомнили идем искать конверт, отправляемся в речевой уголок. Нашли. Открываем.
1 задание. Нам предлагается выполнить гимнастику для языка (сидя на стульчиках).
-Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.
- Стал выход искать в одну щечку постучал, в другую - не открываются.
-Выхода не было, но в это время рот открылся.
-Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать язык.
- «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?»- возмутился язычок.
-А зубки ответили: «Мы еще ничего не жевали», и стали жевать язычок.
-Язычок спрятался за зубами: «Почему они такие сердитые?
Может оттого, что сегодня никто не сделал им приятное»?
-Язычок принялся мыть сначала верхние, затем нижние зубы.
-Зубки сказали: «Ах, какая чистота! Спасибо тебе, язычок!»
Язык обрадовался и пошел качаться на качелях (вверх, вниз)
Затем вскочил на лошадку и поскакал.
2задание: «Где звук живет».
Дети берут картинки, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и соотносят твердый звук к синему домику; мягкий звук к зеленому.
Посмотрим, что дальше.
3 задание: «Узнавание гласного звука на слух».
Логопед называет слова, начинающиеся на звук а, о, и, у, э (облако, аист, иголка, абрикос, удочка, ива, узор, осень, улыбка, экскаватор, акула, индюк, овощи, этаж). Дети в каждом слове должны назвать только первый звук, и поднять соответствующую букву.
Физкультминутка. Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук М. Топните ногой, если услышите в словах звук Н (муха, море, ноги, морж, слон, мост, нора, мак, ручка, нос, апельсин).
4 задание: Звуковой анализ слова лиса (за столами)
Прежде чем приступить к разбору слова, отгадайте загадку:
«Хвост пушистый, мех золотистый:
В лесу живет, в деревне кур крадет».
Определяется позиция звуков, дети выкладывают у себя кружочки на полосочках вместе с педагогом. Слово лиса на доске разбирают дети и соотносят звуки и буквы.
-Сколько звуков в слове?
-Какой первый звук? (Ль - согласный, мягкий)
-Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме (зеленым)
- Звук ЛЬ, а какая буква?
-Назовите второй звук. (И - гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Звук И, а буква?
-Третий звук? (С - согласный, твердый, обозначим синим цветом)
-Звук С, а какая буква?
- Четвертый звук? (А- гласный, красным цветом)
- Звук А, а буква?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Назовите мягкий звук? Твердый звук?
- Сколько слогов в этом слове. Почему?
Прочитаем слово.
- Составьте предложение со словом лиса.
5. Работа в тетради.
Пальчиковая гимнастика.
Мы ладошкой потрясем,
Каждый пальчик разомнем 1,2,3,4,5
Мы начнем опять писать,
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять 1,2,3,4,5
Открываем тетради, берем ручки.
Л. -Какая буква у вас в тетради?
Обводим ее по точкам.
Рефлексивно - оценочный этап.
Л. -Ребята, а задания мы все выполнили, которые были в конверте.
Л. - Какие задания вам больше понравилось выполнять? (ответы детей)
Л. - Кому мы помогали?
Д. - Фее
Видео: Фея говорит: «Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли навести порядок в Звукобуквенной стране. Теперь звуки и буквы на своих местах. Большое спасибо».