МААМ-картинки

ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ФФНР с использованием методики Зайцева Н. А. «Звук [Ш] и буква «Ш»

Светлана Котоусова
ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ФФНР с использованием методики Зайцева Н. А. «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- закрепление зрительного образа буквы «Ш», соотнесение фонемы с графемой;

- правописание «ШИ» в словах;

- развитие фонематического слуха и слухового внимания;

- звукобуквенный анализ слов типа : «СГСГ», СГССГ, ССГСГ, ССГССГ, СГССГС;

- совершенствование навыка слогового и глобального чтения;

- преобразование ряда слов: «МЫШКА», «МИШКА», «МОШКА»;

- списывание предложений с пропущенной буквой :

- «М_шка шуршит.», «М_шка любит мёд.», «М_шка летает.».

Оборудование:

Публикация «ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ФФНР с использованием методики Зайцева Н, А, „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах

1). Для фронтальной работы:

- предметные картинки для фронтальных занятий: шар, шарф, шкатулка, груша, мишка, ромашки, шалаш, катушка;

- касса букв, наборное полотно;

- магнитно-маркерная доска;

- цифры от 1 до 9 для магнитно-маркерной доски;

- кубики и таблица №2 Зайцева Н. А;

2) Для индивидуальной работы:

- настольные предметные картинки: шары, шарф, пушка, груша, шашки, шорты, ландыш, шапка, крыша, кошка, вишня, сушки, чашка, клюшка, мишка, мышка;

- цветные спички;

- лазерные указки;

- буквенные веера;

- кассы букв, наборные полотна;

- цифры от I до 9;

- тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Оргмомент:

Логопед ( далее: «Л.») подзывает детей ( далее: «Д.») и читает с ними по таблице №2 Зайцева :

«По - ра за-ни-ма-ть-ся.». Дети подходят к своим стульчикам.

Л. : «Сядут те, кто споёт песенку звука [б], звука [кь], звука [л] и т. д.

Д: читают по таблице «песенки складов» и садятся на свои места.

2. Сообщение темы.

Л. : «Сегодня на занятии мы будем читать и писать слова и предложения с буквой «Ш». А чтобы вы лучше запомнили эту букву, я приготовила картинку (выставляется картинка с буквой «Ш» из «Весёлой азбуки» Г. Виеру.)

3. Знакомство с буквой «Ш».

Л. : «Шура сено ворошил,

В сене вилы он забыл".

Д. рассматривают букву «Ш».

a) выкладывание буквы «Ш» из цветных спичек;

b) письмо в воздухе;

c) письмо в тетрадях.

4. Развитие фонематического слуха.

1. Д/и «Кто внимательнее».

Д. поднимают буквенные веера тогда, когда услышат звук [ш] в слогах и в словах.

Л. : - ша, са, шо, жо, ас, аш, ста, шта;

- шар, сыр, жесть, шерсть, плюс, плюш, миска, мишка, сыпать, шипеть и т. д.

2. Д/и «Измени слово».

Л. называет слово, дети хором отвечают, заменяя 1-ый звук на звук [ш].

Л. : «Было слово: «ТОПОТ», стало слово:.

Д. : -«ШЁПОТ»

СПОРЫ – ШПОРЫ

МАЙКА - ШАЙКА

ДАР - ШАР

МЫШКА - ШИШКА

МЫЛО - ШИЛО

ГУБЫ - ШУБЫ

ФЛАНГ – ШЛАНГ

НАКАЛ - ШАКАЛ

ТАПКА - ШАПКА

ЧАШКА – ШАШКА

ТОЛК - ШЁЛК

МАГ - ШАГ

ЖАЛЬ – ШАЛЬ

СТЫК – ШТЫК

5. Звук [ш] и буква «Ш» в словах.

a) Правописание «ШИ».

Л. : «-Хорошо вы отвечали,

Но хочу услышать я

Сколько звуков обозначает

Буква «Ш», друзья?»

Д. : "Буква «Ш» обозначает 1 звук, потому что звук [ш] всегда твёрдый».

Л. :-«Правильно. У кубика «Ш – ША – ШО – ШУ – ШИ – ШЕ» нет маленького братца. Даже если: после буквы «Ш» стоит буква «И», всё равно мы произносим этот склад твёрдо. [ши] - слышится звук [ы], а пишется буква «И». Давайте выучим правило: «ШИ» пиши с буквой «И». Д. хором проговаривают правило вместе с Л.

Л. : «Придумайте слова со складом «ШИ» и прочитайте их по таблице».

Д. с помощью лазерных указок читают по таблице придуманные слова: ши-на, у-ши, ши-ло, ши-по-в-ни-к, мы-ши, ма-лы-ши, ма-ши-на, ку-в-ши-н, ка-ло-ши, ша-ла-ши, ши-пе-ть и т. д.

6. Определение места «Ш» в словах с помощью цифрового ряда.

Л. «Достаньте цифры. Разложите

От одного до девяти.

Картинку громко назовите -

Вам надо в слове букву «Ш» найти».

Л. выставляет на наборное полотно цифры от 1 до 9 и рядом с ними поочерёдно картинки. Д. определяют место буквы «Ш» в словах, выдвигая нужную цифру у себя на столах чуть выше остальных. Один ребё нок отвечает у доски: «В слове шарф буква [ш] стоит на первом месте» и т. д.

шар 12 3 4 5 6 7 8 9

мишка 1 2 3 4 5 6 7 8 9

шалаш 1 2 3 4 5 6 7 8 9

кошка I 2 3 4 5 6 7 8 9

По ходу выполнения задания Л. совместно с детьми определяет предыдущие буквы в словах, по необходимости читают слова по таблице №2 Зайцева.

7. Динамическая пауза.

Л. : «Занимались мы упорно,

Отдохнуть пришла пора.

А теперь мы все проворно

Сделаем «цаплю» у стола».

Д. :

1.«Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя».

(Дети стоят на одной ноге,

руки на поясе, затем меняют опорную ногу)

2.«Что за стук, что за гром (руки на голову, покачивают головой из стороны в сторону)

Муха строит новый дом. (хлопают в ладоши)

Молоток: «стук», «стук»(правым кулаком сверху вниз стучат по неподвижному левому кулаку)

Помогать идёт петух»(перешагивают с ноги на ногу, перенося центр тяжести, руки опущены вниз и в стороны).

3.«Перед нами луг широкий (разводят руки перед грудью в стороны)

А над нами дуб высокий (руками над головой образуют окружность)

А над нами сосны, ели

Головами зашумели (качают прямыми руками над головой из стороны в сторону)

Грянул гром, сосна упала, (хлопок в ладоши, наклон вперёд)

Только ветками качала» (покачивание внизу расслабленными руками из стороны в сторону)

8. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Раздается звонок в дверь. Появляется почтальон Печкин (далее П. П.).

П. П. : «- Здравствуйте. Я почтальон тутошний. Печкин моя фамилия. Извиняюсь, это логопедическая группа будет

Д. : «Да!»

П. П. : «У меня тут для ваших ребят корреспонденция. Ну-ка, разбирайте почту. Вот тут и имена ваши на конвертах написаны. А я дальше пошёл. Некогда мне, ещё не всю почту разнёс по адресам».

a) Д/и «Телеграф».

Дети разбирают конверты. В конвертах лежат настольные предметные картинки со звуком [ш], которые надо проговорить по буквам. Другие ребята «расшифровывают» послание:

к, о, ш, к, а - кошка

ш, у, б, а - шуба и т. д.

Л. «читает» слово из своего конверта: - м, ы, ш, к, а

Д. : - мышка.

Л. предлагает выложить слово "мышка" из букв на наборном полотне.

Д. садятся за столы.

9. Преобразование ряда слов: «МЫШКА МИШКА МОШКА».

Л. читает стихотворение Н. Голь "Мышка в норке".

Д. выполняют преобразования в слове на наборном полотне.

Мышка в норке жила,

Мышка грызла корки.

Только грызла тоска

Мышку в этой норке.

И решила от тоски:

Я меняю «Ы» на «И»!

Д. выкладывают на наборном полотне:

«МЫШКА – МИШКА»

Мишка в норке живёт,

Мишка лапу сосёт,

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как то сыро и темно.

Я меняю «Ы» на «О».

Д. выкладывают:

«МИШКА – МОШКА».

Мошка в норке живёт,

Мошка крошку сосёт.

«Неуютно дома -

Целые хоромы!

От кровати до ворот

Очень длинный перелёт.

Это не годится:

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чём моей вины,

Я меняю «О» на «Ы»!

Д. выкладывают:

МОШКА - МЫШКА.

Л. :Мышка в норке сидит,

У неё довольный вид.

10. Звук [ш] и буква «Ш» в предложениях.

Л. открывает доску, на которой написаны предложения с пропущенной буквой.

М - шка шуршит.

М - шка сосёт лапу.

М - шка летает.

Д. списывают предложения с доски, самостоятельно вставляя пропущенную букву.

11. Итог занятия, оценки.

Л. : «Вы сегодня молодцы,

Занимались от души,

Руку поднимали,

Верно отвечали.

На этом наше занятие закончено».

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р»Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р» Тема. Звук [Р]. Буква Р. Цели: Автоматизировать звук [Р]. Познакомить с буквой Р Развивать грамматический строй речи Развивать связную речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ФФНР с использованием методики Зайцева Н. А. «Звук [Ш] и буква «Ш»
Опубликовано: 9 января 2023 в 00:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ФФНР с использованием методики Зайцева Н. А. «Звук [Ш] и буква «Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Котоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД