Татьяна Лыга
Конспект занятия из цикла «Дети, мир звуков, музыка» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные инструменты, их звуки и тембры.
Задачи занятия: 1. Формирование представлений о музыкальном звуке, умений выделять, характеризовать тембры детских музыкальных инструментов.
Игра отдельных звуков, звуковых последовательностей на различных инструментах.
Задания: 1) сообщение о детских музыкальных инструментах (материал, особенности устройства, окраска звука).
2) «Музыкально-звуковая угадайка»
3) разучивание песен с включением игры на инструментах.
Публикация «Конспект занятия из цикла „Дети, мир звуков, музыка“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Материал: детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, тарелочки, бубен, пандейра, барабан, треугольник, коробочка, маракасы, губная гармошка, гусли, дудочка.
Песни: «Ежик и барабан», муз. В. Ефимова, сл. Г. Виеру; «Бубен» муз. М. Красева, сл. И. Френкель.
На этом занятии Гусля (персонаж сказки «Приключения Незнайки») рассказывает подробно о каждом детском музыкальном инструменте. Оказывается, можно услышать много интересного о том, из чего сделаны инструменты, как устроены, каким тембром они обладают.
Гусля. Ребята, сегодня я вам расскажу о том, как звуки, которые «живут» в различных предметах: хрустальных, медных, деревянных, бумажных, могут «переселятся» в самые разные музыкальные инструменты и превращаются в звуки музыкальные. Я принес с собой много разных детских инструментов и хочу рассказать о каждом.
Гусля показывает ксилофон.
Гусля. Слово «ксилофон» состоит из двух частей – «ксило» - дерево и «фон» - звук. Сделан ксилофон из деревянных брусков, на которых играют деревянными палочками. Нетрудно догадаться, что в этот инструмент «переселился» деревянный звук. Тембр инструмента своеобразный – сухой, щелкающий, стучащий, быстро гаснущий. Звуку ксилофона при желании можно придать разные оттенки: если с силой ударить по пластинкам, он будет ярким, звонким, пронзительным, а если слабо касаться – звук получается тихим, глухим, теплым (рассказ сопровождается игрой-показом на этом инструменте особенностей его тембра. Желательно, чтобы каждый ребенок поиграл отдельные звуки как на этом, так и на других инструментах, о которых пойдет речь).
Гусля показывает металлофон.
Гусля. Звук металлофона имеет совсем иную окраску, так как сделан этот инструмент не из деревянных, а из металлических пластинок, по которым ударяют молоточками с мягкими наконечниками. Тембр обладает множеством оттенков: нежный прозрачный, летящий, искрящийся, переливающийся, легкий, тонкий, серебристый. Прислушайтесь…(Гусля демонстрирует звучание металлофона)
Гусля показывает музыкальный инструмент - тарелки.
Гусля. Среди инструментов, которые можно здесь увидеть, есть инструмент со странным названием – тарелки. Такое название он получил потому, что представляет собой плоские, чуть выпуклые в середине медные диски. Звук извлекается ударом тарелочек друг о друга и может быть самым разнообразным в зависимости от силы удара: ярким, громким, оглушительным, звонким, призывным, долго не гаснущим (при слабом). Вот так… (Гусля показывает, как звучат тарелочки в обоих случаях).
Гусля. А скажите, ребята, как вы думаете, какие немузыкальные звуки «переселились» в эти инструменты, металлофон и тарелки и стали музыкальными?
Дети. Хрустальные, медные.
Гусля. Молодцы! Правильно. Продолжим знакомство с инструментами. Этот инструмент всем хорошо известен. (Показ бубна)
Считалка
Трынцы—брынцы—бубенцы,
Раззвонились—удальцы,
Диги—диги—диги—дон,
Выходи—скорее—вон!
Дети. Бубен.
Гусля. Правильно. Сейчас я вам расскажу о нем. Он имеет вид обруча с погремушками – маленькими металлическими тарелочками, которые вставлены в отверстия обруча. С одной стороны, на обруч натянута кожа, с другой приклеены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя рукой по коже или обручу. От множества мелких тарелочек и бубенцов звук бубна имеет особую окраску – звенящий, бренчащий, рассыпающийся, хрупкий, дребезжащий. По тембру очень похож на бубен другой инструмент – пандейра (или иначе его называют румба). Здесь металлические пластинки встроены в деревянную рукоятку. Играют на пандейре, слегка потряхивая ее.
А сейчас отгадайте загадку:
Загадка
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
Удовольствие для Васи -
Поиграть на контрабасе,
А для Сани и для Вани
Постучать на. (барабане)
Барабан тоже всем хорошо известен. Попробуйте сами описать словами особенности его тембра… (гулкий, трескучий).
Играют на нем деревянными палочками. Вот так… (Гусля играет барабанную дробь).
Гусля. А сейчас предлагаю поиграть «Угадайку».
Гусля прячет все инструменты, играет на них по очереди. Детям нужно отгадать на чем играл Гусля.
Затем Гусля предлагает разучить песенку «Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик: бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно: бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум!
Вместо слов «бум-бум-бум!» будем играть на барабане.
Если позволяет время занятия, можно разучить еще одну песню: «Бубен». Здесь также необходимо включить детей в игру, на этот раз на бубне.