Лариса Сотова
Занятие по нравственному воспитанию в старшей группе «Доброта воспитывается добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели; расширить знания детей о доброте и дружбе.
Задачи:
Обогащать лексику детей (чуткость, дружба, понимание, ласковые имена); конкретизировать знания детей пословиц о дружбе; продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
Публикация «Занятие по нравственному воспитанию в старшей группе „Доброта воспитывается добротой“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Прививать нравственные основы личности, представление о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать детей к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.
Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «волшебное сердце». Нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка)
Игра: «Волшебное сердце»
Молодцы!
- Ребята, давайте вспомним сказку о маленьком росточке и старом дереве.
Что было особенным в этом дереве? (оно не цвело).
Да, правильно, каждую весну у него появлялись листочки, но оно никогда не цвело.
Ребята, а что случилось с деревом? А почему дерево зацвело? (у него появился друг).
Как вы думаете хорошо или плохо жить без друзей? Почему вы так думаете?
Ребята я предлагаю вам сделать дерево дружбы из своих ладошек.
- Ребята, а вы хотите чтобы оно расцвело? Тогда вы можете стать сегодня друзьями этого дерева, но для этого вам нужно разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок определенного цвета.
(Дети под музыку вырезают свои ладошки. Ствол вырезает воспитатель.)
Дети вырезают свои ладошки и приклеивают на вырезанную руку воспитателя (изображающую ствол, формируя крону дерева из своих ладошек.
Первый секрет дружбы
- Вы хотите узнать первый секрет дружбы?
Тогда слушайте песенку.
Звучит детская песня «От улыбки»
Ребята, скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который суровый, хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Конечно! Поэтому ребята давайте улыбнёмся друг другу и улыбнёмся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями!
Как называется этот секрет? Молодцы! Первый секрет разгадан.
Улыбка!
А вот и первый цветок. Давайте подарим его нашему дереву
Приклеиваем розовый цветок на дерево.
Второй секрет дружбы
Ребята,скажите какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети вспоминают пословицы:
-Друзья познаются в беде.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
-Без беды не узнаешь друга.
-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Молодцы!
- Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю всем рассуждать.
Дети рассматривают картинки и рассуждают, отвечая на вопросы воспитателя.
- Как вы думаете те, кто изображен на этих картинках, являются друзьями?
А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу.
Ребята, а вы помогаете друг другу? (ответы детей)
- Вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовём этот секрет?
Правильно! Помощь!
Приклеиваем оранжевый цветок на дерево.
Третий секрет дружбы.
- Вам, первое задание: необходимо разделиться на две команды. Только есть одно условие: говорить при этом нельзя. Общаться можно только с помощью жестов.
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Дети делятся на две команды: «Ромашки» и «Васильки»
1. Дети встают в круг. Воспитатель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок и один рисунок грозовой тучи).
2. Воспитатель дает задание детям : Найти «себе подобного», и занять свои места около стола. (Разговаривать при этом нельзя.)
3. Дети должны определить сами, к какому столу им надо подойти.
- Итак, вы разделились на две команды и теперь можно приступать к выполнению второго задания.
У меня есть две разрезные картинки, по одной на каждую команду. Посмотрим, как дружно вы сможете собрать свою картинку.
Игра «Собери картинку»
- Молодцы! Ребята, вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Посмотрите, в каком настроении котёнок и щенок?
- Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?
Как вы понимаете эти слова? Значит, постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?
- А как, должны жить друзья?
Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! Вот и ещё один секрет дружбы вы разгадали. Как назовём этот секрет?
Мир!
Приклеиваем зелёный цветок на дерево.
Четвёртый секрет дружбы
- Теперь присаживайтесь на стульчики.
Для вас ребята разыграют небольшую сценку.
Сценка «Оля и Коля»
На стульчике сидит Оля. Грустит, подперев голову руками. Появляется Коля.
Шёл по дорожке Коля,
И вдруг видит, сидит Оля:
-Привет! Как у тебя дела?
-Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Коля уйти,
Обидеться и отойти,
Но посмотрел на Олю,
Подумал и снова вернулся.
И вдруг пожалел её
И молча ей улыбнулся.
Тогда Оля улыбнулась в ответ:
-Прости Коля меня за грубость!
-Я не сержусь на тебя, нет, нет!
Скажите в чём здесь секрет!
А его просто нет.
Запомните, дети,
Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться
Только одна ДОБРОТА!
А теперь давайте немного поиграем. Дети встаютв круг.
Упражнение-тренинг «Злюка»
- Сейчас я превращу кого-нибудь из вас в «Злюку».
У меня есть пентаграмма, на кого я укажу тот превратиться в «злюку»
Дети становятся в круг, в центре круга стоит «Злюка». Все вместе повторяют:
- Жила-была маленькая девочка
Маленькая девочка сердита была.
(Ребёнок, выполняющий роль «Злюки», должен передать с помощью мимики и эмоциональное состояние злова человека: сдвигает брови, надувает губы, машет руками.
- А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его ниточкой и отпустим в небо. Представьте себе, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся ваша злоба и обида, а остаётся только доброта.
Ребята, вот и ещё один секрет дружбы разгадан. Как назовёте этот секрет?
Конечно! Доброта!
И ещё один цветок приклеиваем на нашем дереве.
Жёлтый цветок.
Пятый секрет дружбы
- Ребята, вы разгадали 4 секрета дружбы. Но у меня есть ещё один секрет.
Я хочу вам рассказать одну историю.
И приготовьтесь снова рассуждать!
«Две подружки»
В одном детском саду дружили две девочки Маша и Даша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Даша нечаянно сломала Машину куклу.
- Кто сломал мою куклу? – расплакалась Маша.
- Не знаю, - сказала Даша
- Наверное, это Саша.
А надо сказать, что мальчик по имени Саша часто ломал игрушки других детей.
- Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Маша у Саши.
- Я не ломал. Это сделала Даша, я видел.
- Не может быть! – воскликнула Маша.
- Даша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Маша к Даше и спросила… (как вы думаете, о чём спросит Маша свою подругу).
- Зачем ты обманула меня, Даша?
- Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
- Не делай так больше Даша! – сказала Маша. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Вот такая история.
Скажите ребята, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории?
Как вы думаете, Маша и Даша останутся друзьями?
- Конечно, Маша простит Дашу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий. … А дальше будет как с мальчиком из притчи, который кричал: «Волки! Волки!». Что с ним произошло, помните!
Правильно. А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас
обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.
Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Честность!
Вот и пятый, последний цветок.
Итог занятия :
- Ребята, посмотрите, на наше дерево. Смотрите,оно расцвело! Вы смогли разгадать все секреты и я уверена, готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы.
Ребята, помните всегда секреты дружбы. Давайте назовем их по порядку:
Улыбка! Помощь! Доброта! Мир! Честность!
Звучит музыка: «Барбарики – песня о дружбе», дети танцуют.