Светлана Мясникова
Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию „О дружбе и друзьях“» размещена в разделах
Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками.
Цели занятия :
- Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.
- Формировать представления об элементарных нормах общения между сверстниками.
- Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
- Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.
- Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки.
Программные задачи:
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать умение сопереживать другим людям;
- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;
- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей;
- предоставить детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания;
-закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление;
- расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу;
- учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией, активизировать мыслительную и речевую деятельность, используя проблемную ситуацию;
- формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, общению в коллективе; - воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
- содействовать формированию дружного коллектива воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- формирование у детей ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми;
- приобретение навыков взаимопомощи, уважения друг к другу и всему живому в целом, умения выстраивать созидательные отношения, дружить.
- закрепление навыков сотрудничества.
Методические приё мы : проблемные ситуации.
Предварительная работа: чтение сказок (Ш. Перро, русские народные) ; разучивание песен, стихов о дружбе; создание «Банка пословиц» и коллективного плаката «Наши дружные ладошки».
Оборудование и материалы: выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме, волшебная копилочка в виде большого сердца с заготовленными маленькими сердечками, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки, восковые карандаши, белая бумага для принтера.
Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.
Воспитатель : – Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о дружбе и узнаем главный секрет дружбы.
Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»
- А что значит дружба, друг? (ответы детей)
- Почему мы называем другом только некоторых людей?
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?
Рассказы детей.
Воспитатель : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.
Воспитатель : – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)
Воспитатель : О дружбе есть много пословиц.
1. Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
2. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
3. Один за всех … /и все за одного/.
4. Человек без друзей … /что дерево без корней/.
5. Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/.
6. Недруг поддакивает, а … /друг спорит/.
7. Дружба - самое …. /дорогое сокровище/.
8. Дружба …. /дороже денег/.
9. Без друга …. /в жизни туго/.
10. Дружбой дорожи …. / забывать её не спеши
Физминутка «Как живешь» Как живешь? – вот так! Как бежишь? – вот так! Как стоишь? - вот так! Как шалишь? – вот так! Как смешишь! – вот так! Как дружишь? – вот так!
Воспитатель : Ребята, когда у человека много друзей какое у него настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель : А у вас какое настроение?
Дети: Веселое, радостное, прекрасное!
Воспитатель предлагает всем детям рассмотреть сделанный ранее на предыдущем занятии плакат «Наши дружные ладошки» и высказаться о том, что означает этот плакат для нашей группы. Олицетворение чего такое большое количество ладошек на одном листе? Зачем мы их запечатлели? Вспомним, какое настроение у нас было, когда мы рисовали ладошки краской? Дружно ли трудились?
Воспитатель : Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Создайте правила дружбы. Каждый выбирает и вырезает из бумаги свой трафарет девочки или мальчика, раскрашиваем его восковыми карандашами и оформляем композицию «Земной шар»,на котором царит добро и дружба.
Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).
- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…
Воспитатель : – А как много книг о дружбе!
Книг о дружбе и друзьях очень много.
Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель : Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что пообщались вы с радостью.
Воспитатель : Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог. Сюрпризный момент.
Воспитатель : - Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку в виде большого и доброго сердца. Для этого каждый из вас возьмет маленькое сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
- Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
- Молодцы! Игра «Вставь словечко» :
Растает даже ледяная глыба от слова теплого - (спасибо) Зазеленеет даже пень, когда услышит - (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы - (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь - (здравствуйте) И во всех странах и на континентах на прощание говорят - (до свидания)
Приложение:
Поэтапное создание плаката «Наши дружные ладошки».
Материалы: лист ватмана формата А1,гуашевые или акриловые краски, кисти №8,№9
1. Педагог рисует композицию на листе и ставит отпечаток своей ладони.
2. Дети, выбрав понравившийся цвет, рисуют кистью с натуральным или искусственным мягким волосом №8или №9 свою ладошку и ставят отпечаток в приглянувшейся части листа.
3. Декорируем края листа,нарисовав совместно с детьми ствол и ветви березы.
4. Вырезаем из цветой бумаги зеленых оттенков листочки.
5. Приклеиваем листочки (полуобъемные,согнутые пополам) к веточкам клеем ПВА.
Для оформления композиции с шаблонами из бумаги в виде мальчиков и девочек потребуются заготовки:
1. В виде земного шара, нарисованного акварельной краской.
2. В виде радуги (цветовой спектр также нарисован акварельными красками).
3. В виде российского флага.
4. Рисуем на листа для принтера, сложенного пополам, мальчика и девочку Заготовки по количеству детей (лучше всего с запасом, потому как ребята наверняка пожелают вырезать и раскрасить не одну фигурку).
5. Вырезаем и разворачиваем заготовки.
6. Раскрашиваем восковыми карандашами фигурки мальчиков и девочек.
7. Оформляем композицию, располагая фигурки вокруг земного шара,российского флага или радуги.
8. Композиция «Дружба детей всей Земли» готова.