Анна Андреева
Конспект занятия по музыке «Зимняя царица» по мотивам «Елочной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Зимняя царица» (по мотивам «Елочной сказки» М. Аромштам)
Оборудование: иллюстрации деревьев — тополь, березка, елочка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с желудем; маленькие елочки на палочке — по одной каждому.
Ход занятия
Педагог.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Этот друг, ребята, лес. Сегодня мы пойдем в лес, познакомимся с деревьями.
1. Динамические упражнения
Публикация «Конспект занятия по музыке „Зимняя царица“ по мотивам „Елочной сказки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Педагог.
Во сыром бору елонька,
Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.
Под елонькой травонька.
Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.
На травоньке тропонька,
По тропоньке идет Катенька,
Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.
По ельничкам, по березничкам,
Топающий шаг по кругу.
По часту леску, по орешнику.
(Русская народная приговорка)
Сосны, елки, березки, клены. —
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
Мы сегодня познакомимся с разными деревьями. Вот тополь. Он очень гордится своей стройностью и красивой осанкой.
2. Упражнение «Тополек» для координации движений со стихотворным текстом Педагог.
Стоит тополек,
Тонок и высок.
Поднять прямые руки вверх, соединив кончики пальцев, смотреть вверх.
Тонок и высок,
Листвой широк.
Развести руки в стороны.
Его солнышко печет,
Руки скрестить внизу, через стороны поднять вверх и там развести их в стороны.
Частым дождичком сечет,
Резко встряхнуть кистями 4 раза, опуская руки вниз.
Буйный ветер повевает,
Покачать поднятыми руками из стороны в сторону.
Тополечек наклоняет,
А он маковкой звенит,
Развеселый стоит.
(Русская народная приговорка)
Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце — улыбнуться.
Неподалеку от тополя вся в нежных кудряшках красуется березка: — Все на меня глядят. Кто ни пройдет, остановится, полююбуется.
3. Танец «Березка» (под мелодию русской народной песни «Ты, береза»)
Хором.
Ах, березка, зелена, кудрява!
Ах, березка, выросла на славу!
Взявшись за руки, идут по кругу шагом с носочка.
Ай-люли, ай-люли,
Выросла на славу!
У березки дети расплясались,
На березку все залюбовались.
Выставление ноги на носок с пружинящим полуприседанием.
Ай-люли, ай-люли,
Все залюбовались.
Кружение на топающем шаге, руки — «полочкой».
Ветерок по лесу пролетает
И березку белую качает.
Качать поднятыми вверх руками из стороны в сторону.
Ай-люли, ай-люли,
Белую качает.
(А. Ануфриева)
Кружение на носках, покачивая поднятыми вверх руками.
Педагог. Дуб зашелестел на ветру своими листьями. И все дети увидели, какой он величественный и могучий. А зайчонок, убегая от лисы, ударился об него лбом.
4. Мимическое упражнение
Дети передают мимикой боль, испуг, плач, затем жалость и успокоение.
Педагог. Пожалел Дуб зайчонка, угостил его желудями.
Дуб растет в лесу могучий,
Выше елки, выше тучи.
Ветер желуди сбивает,
Их зайчонок собирает:
Гладкие, блестящие,
В дело подходящие.
(В. Мирясова)
— А мои гроздья радуют глаз, блестят на солнце, как драгоценные рубины! — гордится своей красотой Рябинка.
5. Подвижная игра «Найди свое дерево»
Дети делятся на 2 подгруппы. 1-я из них встает в круг около желудя, 2-я строится вокруг рябины. Под спокойную музыку дети идут по кругу, на звучание польки двигаются подскоками по всему залу. Когда звучит очень быстрая музыка, дети встают вокруг своего дерева. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
— А я хоть не особенно красив, зато всех орехами одариваю, — поспешил вставить свое слово орешник.
6. Массаж пальцев «Орешник» (авторская разработка)
Педагог.
Наклонил орешник ветки —
Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.
Дарит всем зверям орешки.
Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!
Потирание ладоней друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.
Педагог (рассказывает) :
— Как прекрасно жить в мире и украшать собой землю, — сказала маленькая Елочка, совсем недавно выросшая на краю полянки.
— Кто бы говорил! Ты такая маленькая колючая замухрышка! — возмущенно передернула плечами Рябинка. Береза фыркнула, Орешник грубо захохотал, а Дуб просто отвернулся.
Тут вышел на поляну Хозяин леса. Он все слышал, и ему очень не понравилось, как деревья обижали Елочку. Подошел он к ней, стукнул оземь посохом и сказал :
— Быть тебе Зимней Царицей.
Настала осень.
7. Фонопедические упражнения «Осень»
Подул ветер, «У-у-у.» - дети должны произносить это на длительном выдохе, делая голосом «волну», глиссандируя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движение звука рукой.
Листья пожелтели, задрожали,
«Ф! Ф! Ф!» — произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая опущенными кистями.
Полетели на землю,
«П! П! П!» — опуская постепенно руки вниз.
Зашуршали.
«Ш-ш. Ш-ш.» — разводя и сводя пальцы.
Стоят деревья голые, жалобно скрипят.
«Скрипеть» на связках, положив ладони на шею.
Педагог. Прилетели зимовать снегири.
Снегирей не соблазнит новинка,
Всех друзей они оповестят:
За углом — столовая «Рябинка».
Вот рябинкой там и угостят.
8. Массаж биологически активных зон «Снегири» для предотвращения простуды (авторская разработка)
Дети проговаривают чистоговорку.
Хором.
Ра-ра-ра
Погляди-ка, детвора.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.
Ря-ря-ря —
Взошла красная заря.
Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.
Ре-ре-ре —
Растет рябина на горе.
Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.
Ри-ри-ри —
Клюют рябину снегири.
Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.
Педагог. Полетели белые снежинки, настала зима, и вся земля покрылась снегом. И только Елочка продолжала зеленеть, несмотря на мороз и вьюгу.
9. Ребята рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями
Хором.
Ели на опушке —
Опустить прямые руки вниз и слегка развести их в стороны, пальцы напряжены.
До небес макушки —
Поднять руки вверх, соединить кончики пальцев над головой.
Слушают, молчат.
Приставить ладонь к уху, затем приложить палец к губам.
Смотрят на внучат.
Приставить ладонь ко лбу, посмотреть, слегка наклонившись вперед.
А внучата-елочки.
Опустить руки вниз, отставив прямые ладони в стороны, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево.
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
(И. Токмакова)
Педагог. Как-то на полянку прибежали дети и стали наряжать Елочку к Новому году.
10. Гимнастика для глаз «Елочка» (см. занятие 16)
Педагог.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней!
(В. Донникова)
Тут все — и Дуб, и Береза, и Рябина, и Орешник, и Тополь — перестали жалобно скрипеть и грустить и вдруг подумали: скоро кончатся морозы, побегут ручьи, и наступит весна. Да и как не поверить в это, если даже холодной зимой кто-то сумел сохранить живую красоту!
11. Хоровод про елочку (по выбору)