Евгения Геращенкова
Занятие по коррекции эмоционального неблагополучия у детей с ОВЗ методом пескотерапии «Знакомство с песочной страной»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: группа компенсирующей направленности детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Программа: «Коррекция эмоционального неблагополучия у детей 6-7лет методом пескотерапия «Загадки песочной страны»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения у детей.
Задачи:
коррекционно-образовательная
учить способам стабилизации и активации энергетического потенциала организма.
Публикация «Занятие по коррекции эмоционального неблагополучия у детей с ОВЗ методом пескотерапии „Знакомство с песочной страной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
коррекционно-развивающие :
Снижать мышечное и эмоциональное напряжение;
Научить позитивным выходам злости;
Развивать умения адекватно выражать свои эмоции;
Развивать мелкую моторику;
Развивать тактильную чувствительность;
Снижать уровень тревожности
Коррекционно-воспитательная :
воспитывать желание детей конструктивно взаимодействовать друг с другом в мини-группе и группе.
Форма занятия : подгрупповая (4-6человек)
Условия проведения: кабинет психолога.
Оборудование: песочница, кукла – Песочная Фея, музыкальный центр, аудиозапись Римский-Корсаков сюита «Шахрезада», «елочка настроений», пиктограммы, фонарь, песочные часы, материал для игры в песок : камни, пуговиц, ракушки и др.
Предварительная работа:
- знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).
- проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.
- проведение кинезеологических упражнений «Сова», «Перекрестные шаги»
- прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.
- разыгрывание этюдов и сценок.
- проведение психологических игр и упражнений
Ход занятия:
Психологический настрой (ритуал приветствия)
Цель: привлечь внимание детей, сплотить их, создать атмосферу группового доверия и принятия.
Психолог: «Здравствуйте, дети! Становитесь скорее в круг, интересные дела нас ждут. Возьмитесь за руки, поздороваемся: «Здравствуйте все, здоровья всем!»
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Начнем нашу встречу с определения своего настроения. Детям выбирать одну из предложенных пиктограмм – ту, которая соответствует их эмоциональному состоянию в данный момент и называют свое эмоциональное состояние и повесить на «елочку настроения» к соответствующей пиктограмме ( психологу: оказание помощи в различии эмоциональных состояний).
Психолог: «Ребята, я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
Психолог: «Для того, чтобы нам продолжить работу, нужно размяться».
Упражнение «Перекрестное марширование»
«Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать».
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Упражнение «Глазки бегают по кругу»
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.
Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,
А затем еще по кругу пробежались друг за другом.
Не догнали – спрятались (зажмурить глаза) .
Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,
Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Примечание: во время занятия дети, которые носят очки, должны их снять.
Упражнение «Сова» Предлагаю выполнить уже знакомое детям упражнение (приложение № 2).
Упражнение "Бигудюшки- хохотушки" ребята катают между ладошек колючие бигудюшки
Упражнение «Успокоить злючку - колючку»
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
Челюсть сильно я сжимаю
И рычаньем всех пугаю (прорычать) .
Чтобы злоба улетела,
И расслабилось все тело,
Надо глубоко вздохнуть,
Потянуться, улыбнуться,
Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Психолог: «Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?.
Тогда отгадайте загадку
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
Психолог: «Да, это песок. Я приглашаю вас в сказку, а точнее в удивительную Песочную страну, в которой живет ее хранительница, Песочная Фея. Она очень веселая, добрая, знает много интересных историй и игр, но поделиться своими знаниями и секретами сможет только с теми, кто будет соблюдать ее правила (правила работы с песком). «В волшебную страну могут попадать лишь сказочные персонажи, или волшебники, значит мы — Волшебники».
Упражнение «Ласковый мелок».
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Прежде чем мы отправимся в Песочную страну предлагаю поддержать друг друга теплом, ведь в дороге нам нужны силы. Повернитесь друг за дружкой «Мы будем рисовать друг другу на спине. Как вы думаете, что надо нарисовать, чтобы нам стало теплее и светлее? Солнышко? Хорошо». А теперь нежными, массажными прикосновениями "стирайте" все, что нарисовали.
Ритуал «входа» в сказочную страну.
Цель: создание настроя на совместную работу
– в руках психолога «волшебный» фонарь часы (пока сыпется песок в часах проговариваем слова и идем, выполняя разные виды движений: шагаем обычным шагом, большими шагами, прыгаем через кочки, пробираемся через густой лес).
Мы дружно друг за другом
Выходим на дорогу
Нас дальняя дорога с собою позвала.
Шагают ноги твердо,
Мы выпрямились гордо
Нет, вы не говорите,
Что комната мала.
Шаг шагнешь, другой шагнешь
В Песчаную Страну придешь,
Все пути туда ведут
Нас всегда там очень ждут.
Упражнение «Добрые дела»
«Песочная Фея редко показывается людям, но если мы с вами пришли в эту страну с добрыми намерениями, то мы сможем ее увидеть…. Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки… Молодцы ребята! А теперь пусть каждый из Вас назовет свое имя. А теперь давайте поведаем песочной Фее про наши добрые дела. Так Песочная Фея узнает, что мы настоящие волшебники и умеем творить добрые дела».
Дети рассказывают с помощью психолога о добрых делах. Когда дети рассказали о добрых делах друг друга, специалист просит их разъединить руки и положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:
«Мы с добром сюда пришли
Хранительница песка, приди!»
Упражнение «Правила игры с песком», появление Песочной Феи.
Появление Феи.
«Правила игры с песком»
Девочки и мальчики, запоминайте правила:
Здесь нельзя кусаться, драться
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать!
Ничего не разорять!
В интересные игры играть.
Это мирная страна, это умная страна.
Дети, поняли меня?
Или надо повторять?
Ребята вспоминаем, что нельзя делать в песочнице, а что можно.
Упражнение «Здравствуй, песок»
Психолог от имени Песочной Феи просит детей по – разному поздороваться с песком, т. е. различными способами дотронуться до песка :
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно
• легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу
• дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Можно поделиться с другими своими ощущениями. Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Психолог рассказывает детям о том, что на песке можно оставить разные следы и предлагает им поупражняться в этом.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра – упражнение «Песочный круг»
Цель: профилактика психомышечного напряжения, повышение самооценки, развитие тактильной чувствительности, воображения.
Дети на песке рисуют любыми способами круг и украшают его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Дети разбирают песочную страну, ставят фигурки на место.
Упражнение «Прощание с песком»
Цель: снятие психомышечного напряжения, повышение настроения. Психолог предлагает детям попрощаться с песком, подарить ему тепло своих рук до следующей встречи. Дети касаются песка, длительно придержав его ладошкой, производя похлопывающие движения.
Ритуал выхода из сказочной страны.
Психолог: «Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, скажем заветные слова:
Раз шагнем – два шагнем,
Добрым часом, белым днем.
Шаг шагнем – два шагнем,
В детский сад назад придем ("песочные часы" помогают найти путь домой в детский сад)
Рефлексия. Беседа по вопросам: - что понравилось в нашем путешествии? Какое у вас сейчас настроение? Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.
Итоги занятия подводит психолог : проговаривая последовательность происходящего, значимость опыта, в каких ситуациях дети могут использовать приобретенный опыт. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!
Психолог: «Сказка закончилась, но сказка не прощается! И мы еще не раз встретимся с ней. До новых встреч!
Использованная литература:
1. Гаврючина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М., 2008г.
2. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М. -2011г.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СП «Детство-Пресс» - 2010г.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира. https://www.koob.ru/kryazheva/.
5. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001 г.
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014г.
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет психологические игры, упражнения, сказки: пособие. - М. : Генезис, 2013г.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. https://log-in.ru/books/psikhogimnastika-chistyakova-m-a-prakticheskaya-psikhologiya/