Людмила Михайленко
Занятие по изодеятельности в подготовительной группе «Гжельские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
По ознакомлению с народными промыслами и декоративному рисованию
Воспитатель МБДОУ № 26 г. Нижнего Новгорода Михайленко Л. В.
Тема: «Закрепление знаний о народных промыслах Гжели, Городца, Дымки. Роспись силуэтов Гжельской посуды детьми по собственному замыслу»
Публикация «Занятие по изодеятельности в подготовительной группе „Гжельские мастера“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Предварительная работа: Знакомство детей с Дымковской, Городецкой, Гжельской росписью. Знакомство с характерными особенностями Гжельской росписи, её элементами. Рисование элементов Гжельской росписи на полосе, круге.
Демонстрационный материал:
- Силуэты домиков-лавок с прикреплёнными с лицевой стороны небольшими элементами городецкой, дымковской и гжельской росписи. С обратной стороны «домиков» крепятся на скотч рисунки детей с предметами, расписанными данной росписью.
- Альбом с элементами гжельской росписи, бордюрами.
- Выставка на стене иллюстраций с разнообразными предметами народных промыслов – дымковские, городецкие, гжельские, хохломские, богородские, жостовские изделия вперемежку.
Инструменты и материалы:
Силуэты чайной посуды, вырезанные из белой бумаги, голубая и тёмно голубая краски, баночки для промывания кистей, подставки под кисти, салфетки, листы-черновички, пластиковые крышечки для «размалёвки», кисти тонкие и толстые, плоские и круглые.
Цель: Продолжать учить детей планировать свою деятельность по заполнению силуэта посуды, обдумывать расположение элементов по всему пространству силуэта, подбирать необходимые кисти в соответствии с выбранным элементом
Программное содержание: Поддерживать интерес детей к народному творчеству, подчеркнуть его значение в повседневной жизни народа. Закреплять умение сравнивать различные росписи (Дымковская, Городецкая, Гжель, находить в них сходства и различия, отображать в речи отличительные особенности каждой росписи. Продолжать учить читать «вывески», определять, что за ними находится. Закреплять умение рисовать элементы Гжельской росписи, располагая их на всей поверхности силуэта посуды – крупный элемент в середине, бордюры по краям, подбирая нужные кисти. Развивать творческий замысел, умение планировать и анализировать свою работу.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание на макеты товарных лавок с эмблемой под крышей и закрытыми дверями. (картонная основа в виде дома, оклеенная самоклеящейся плёнкой под дерево, на которую легко крепятся скотчем детские рисунки) Фоном звучит русская народная мелодия.
- В стародавние времена, когда заканчивались полевые да огородные работы, занимались люди различными промыслами – кто из дерева ложки, да посуду разную точил, кто из прута, да бересты плёл, кто из глины лепил, а кто разными красками расписывал. Как вы думаете, ребята, для чего народные мастера расписывали свои работы?
- (Чтобы окружающие предметы были яркими, весёлыми, радовали глаз, чтобы жизнь была радостнее. Под краской да под лаком дерево не темнеет, не портится.)
Здесь и далее предположительные ответы детей даются в скобках. Знания накоплены детьми на предварительных занятиях по знакомству с русским народным бытом, промыслами.
-В разных местностях разными промыслами люди занимались, а чтобы поделиться своим товаром, да себе что нужно прикупить, собирались они на большие базары – ярмарки. Посмотрите-ка, ребята, уж не ярмарка ли у нас здесь готовится. Вот и лавки товарные стоят. Только закрыты они ещё. Как можно догадаться, какие мастера в них свои товары сложили?
-(по вывескам)
-Правильно. Давайте подойдём к первой лавке и отгадаем, какие мастера в ней свой товар сложили и что там может быть.
-(В этой лавке Городецкие изделия. Это могут быть деревянные игрушки, качалки для детей, детская мебель, доски для резки хлеба, украшенные городецкой росписью.)
-Давайте заглянем в лавку (Картонный макет домика-лавки поворачивается, рассматриваются изображения разных изделий.)
- Какой характерной особенностью отличается Городецкая роспись?
- (Для цветов всегда используется розовый и красный цвет или голубой и синий, дополняется рисунок чёрным и белым. Цветы обычно выстраиваются в гирлянды.)
- Как вы думаете, а какие мастера заняли эту лавку?
-(Дымковские)
-Что может там быть?
-(Глиняные игрушки.)
-Проверим, заглянем в эту лавку. И правда, здесь игрушки. А чем отличаются они от Городецких?
-(Дымковские игрушки –глиняные, белёные, а городецкие изделия деревянные и никогда не пишутся на белом фоне.)
-А чем они похожи?
-(Все изделия яркие, разноцветные.)
-Давайте заглянем в третью лавку. Кто же сложил свои изделия сюда?
-(Гжельские мастера.)
-Давайте сравним их изделия с Дымковскими.
-(Дымковские игрушки сначала белят, и Гжельская посуда тоже белая. Только дымковские мастера расписывали свои игрушки разноцветными красками, а Гжельские – только голубой.)
-А кто мне объяснит, как можно получить такой красивый двойной мазок на цветке и листьях?
- (Нужно сначала намочить всю кисть в светлой краске, а потом краешек опустить в тёмную краску. И когда рисуют, получается двойной мазок.
- А можно, как настоящие мастера брать на мокрую кисть краску только одной стороной кисти. Тогда с этой стороны краска будет темнее, а с другой, где воды больше, а краски меньше – светлее.)
Ребята, посмотрите-ка. А здесь ещё много не расписанной посуды. Хотите помочь гжельским мастерам и расписать эту посуду?
-Выберите себе то, что понравится, придумайте, какой узор вы будете рисовать и подберите нужные кисти. Садитесь за свои столы.
Воспитатель спрашивает некоторых детей что они будут рисовать и какие приготовили для этого кисти. Что будут располагать в центре, а что по краям. Напоминает, что в центре должен быть крупный элемент. Предлагает детям начать работу.
Детям предоставляется возможность во время работы подойти к уголку ИЗО-деятельности и заглянуть в альбом с подсказками, чтобы вспомнить какой-то элемент или выбрать подходящий бордюр.
По окончании работы педагог спрашивает ребёнка, всё ли у него получилось, что он задумал. Одобряет работы, если ребёнок недоволен результатом – говорит, что мастера очень долго учатся, чтобы красиво рисовать, тренируют свои пальчики. Если дети будут стараться, то и они научатся так же красиво рисовать.
Все работы выкладываются на стол, накрытый «скатертью» и рассматриваются.
- Получился настоящий чайный сервиз. Не стыдно его и на ярмарке выставить. Пусть он сохнет, а мы попрощаемя с гостями и начнём наводить порядок на столах. Каждый моет свои кисти, выливает воду, убирает всё со стола.
Непринуждённая беседа с детьми, закончившими свои дела около выставки на стене – выяснение, какими мастерами исполнена та или иная вещь, как догадались. Закрепление умения определять принадлежность к той или иной росписи среди многообразия различных предметов.