Папки-передвижки

Опыт работы «Овладение речью как средство общения детей раннего возраста»

Приставакина Наталья
Опыт работы «Овладение речью как средство общения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Колюбакинская СОШ, дошкольное отделение д. Орешки)

ДОКЛАД

На тему: «Овладение речью как средство общения

детей раннего возраста»

Подготовила :

Приставакина Н. В.

Орешки 2024г.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме речевого развития и воспитания детей раннего возраста (до 3-х лет, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Темочки:

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Так же на этом этапе особое внимание уделяется развитию понимания речи, умение обобщать, активизации словаря детей, развитию речи как средства общения с окружающими.

К двум годам речь ребенка становится основным средством общения, что является важным достижением этого возраста. Это не только способность отвечать словами, фразами на вопросы и просьбы взрослых, но и инициативные обращения самого ребенка: просьбы (дать что-то, обратить внимание на какой-то объект или результат деятельности, жалобы, сообщения о самочувствии.

Перед нами стоят следующие задачи по развитию речевого общения у детей раннего возраста :

1. Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

2. Способствовать развитию потребности детей в общении по средствам речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришел, и скажи мне и т. д.).

3. Давать образцы правильного произношения слов.

Потребность детей в речевом общении мы совершенствуем в основном в процессе разнообразной совместной деятельности: игры-занятия, чтение художественной литературы, совместная предметно-игровая деятельность, режимные моменты. На занятиях мы не только обогащаем словарь детей, упражняем в правильном произношении слов и коротких фраз, но и даем образцы правильной речи.

Обогащению речевого общения детей способствуют такие приемы как:

- прием речевого подражания: «Как мы просим куклу съесть кашу»,;

- прием поручения: «Скажи Кате «Идем гулять»

Обогащению речевого общения детей способствуют такие вопросы как:

- вопросы: «Куда куколка пойдет? Гулять?» или «Что тебе дать? Машину?» В этом случае ребенку нужно только ответить: «Гулять». «Машину».

Позже, в повседневной жизни он сам сможет ответить на подобные вопросы в любой знакомой ситуации. - прием внезапного исчезновения объекта ставить ребенка перед необходимостью произнести нужное слово ли предложение: «Ляля ушла. Где Ляля?» «Ляля ушла.» или «Нет кисы. Где киса?» «Нет кисы». На занятиях и в повседневной жизни мы формируем доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи «Не плач.», «Данилу грустно, пригласи его играть, скажи «Идем играть.», учим вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).

Для расширения опыта речевого общения очень полезно совместное чтение книг. На занятиях и в повседневной жизни мы читаем детям сказки, небольшие стихи, потешки. Вместе с малышами рассматриваем иллюстрации, просим назвать нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. В процессе рассматривания картинок, чтения книг дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию, учатся интонационной выразительности. Это способствует не только развитию речевого общения но и речи детей.

Важно, что знания и умения приобретенные на занятиях по развитию речи, уточняются и закрепляются на других занятиях и в повседневной жизни. Помогая осваивать бытовые действия, правила гигиены (пользоваться ложкой, расческой, мылом и т. д., знакомя малышей с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняем смысл каждого действия, показываем правильный способ обращения с предметами, а затем предлагаем самому совершить действие. Старшим детям предлагаем помочь малышам: «Артём, помоги Мише завернуть рукавчики, Миша скажи «Помоги, пожалуйста.». Учим малышей обращаться за помощью к взрослым: «Алиса, попроси Евгению Сергеевну застегнуть курточку, скажи: «Застегните, пожалуйста.». Сопровождаем действия стишками, песенками, потешками («Водичка, водичка – умой мое личико…», «Кран откройся – нос умойся…», «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода. Выходи водица, мы пришли умыться», «Меня кормили с ложки. Но я подрос немножко. Смотрите-ка скорее: я кушать сам умею.», «Умница Катенька. Ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.», «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.») Обязательно хвалим детей за старание и настойчивость, благодарим за помощь, поощряем стремление детей подражать и помогать взрослым. Откликаемся на инициативу детей в общении по поводу предметов, на все их просьбы о помощи. Наша задача вводить действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.

Богатство впечатлений и опыт совместных действий обогащает сюжетные игры детей. Сюжетные игры как средство познания окружающего мира способствуют развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, мы вовлекаем детей и организуем их совместные игры. Просим помочь покормить куклу, мишку, распределяем игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем, скажи: «Пей, Катя, чай». Мы стараемся ненавязчиво обогащать игру детей, поощряем игровую инициативу. Развитию речевого общения способствуют эмоциональные и подвижные игры, такие как «ладушки-ладушки», «сорока-сорока», «коза рогатая…» Играем с детьми индивидуально и группами. Организуем игры между детьми, помогая водить пальчиком по ладошке другого ребенка, загибать их, повторяя слова присказки. Такие игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения координировать действия. Игры-драматизации дают богатые возможности по развитию речевого общения. Разыгрывая сюжет сказки, мы даем образец речи и выражения эмоций. Побуждаем действовать вместе с героями. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, переживать вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие. Игры-фантазии. Читая детям стихи и рассказы предлагаем изобразить действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала сами показываем, а потом просим детей показать как «идет бычок, качается», как «наша Таня громко плачет», предлагаем изобразить как петушок машет крылышками, как облизывается кошка, как лает собачка, как скачет лошадка. Организуем игры где ребенок изображает предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (снежинки, осенние листочки, самолет, машина и пр.). Для самых маленьких организуем эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами глаза в глаза друг другу, улыбками, поглаживаниями. Предлагаем вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладоши, покружиться показывая образцы действия и задавая ритм движений, сопровождая детским стишком или песенкой. При этом обращаем внимание детей друг на друга, называем по имени, хвалим за то, как они хорошо и дружно играют. Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения (в т. ч. и речевого общения, обогащает их коммуникативный опыт. Для развития речевого общения детей раннего возраста в группе создана соответствующая развивающая среда : уголок по развитию речи, сенсорный, музыкальный и театральный уголки, уголок художественной литературы, социальный уголок, уголки для игр с куклами, строительным материалом и машинами. В экологическом уголке организовано место для совместных игр с водой, песком, сухой бассейн. Дети раннего возраста только начинают учиться общаться с помощью речи и им еще много предстоит освоить - наша задача помочь им в этом.

Таким образом, можно отметить, что возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др., он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. С помощью взрослого ребё нок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм. Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Овладение речью как средство общения детей раннего возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2025 в 21:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Овладение речью как средство общения детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Приставакина Наталья (УИ 2999943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД