Галина Топоркова
Занятие по формированию математических представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию математических способностей, формированию логического мышления.
Задачи:
• продолжать систематизировать знания детей о числах
• формировать умение находить в окружающей обстановке предметы, части которых похожи на цифры
• упражнять в составлении фигуры силуэта, ориентируясь на образец
Публикация «Занятие по формированию математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• продолжать приобщать детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними, несущественными данными
• продолжать формировать логическое мышление
Оборудование:
• картинки с нарисованными предметами, части которых похожи на цифры (ель – левая верхняя ветка и ствол образуют цифру 1; неваляшка – цифра 8; лестница – верхняя левая часть, перекладина и правая часть лестницы образуют цифру 4; лебедь – цифра 2; флаг, развивающийся в левую сторону – цифра 7; снеговик – правая часть туловища похожа на цифру 3)
• цветные карандаши
• тетради в клетку
• схема составления дома (по игре «Танграм») и детали для его сборки
• куклы: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь
• теремок из настольного театра
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- Давайте с вами вспомним сказку «Теремок» и превратим ее из русской народной сказки в математическую и посмотрим, что из этого получится.
Воспитатель начинает рассказывать сказку (с показом театра) :
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто лягушке не ответил. Собралась лягушка зайти в теремок, а дверь не открывается. Вдруг волшебный голос из теремка говорит: «Я открою двери только тому, кто выполнит мои задания!» Дети, поможем мышке попасть в теремок?
Задание №1. «Найди спрятанные цифры»
На доске выставляются картины, на которых изображены ель, неваляшка, лестница, лебедь, снеговик, флаг. В элементах рисунка надо найти цифры 1, 8, 4, 2, 3, 7.
Воспитатель:
- Молодцы! Теперь мышка может войти в теремок. Стала мышка жить в теремке. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я, мышка-норушка, а ты кто?
- А я – лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить.
Но волшебный голос из теремка отвечает: «Выполни мои задания, тогда двери теремка откроются.
Воспитатель:
- Поможем лягушке выполнить задания? Тогда становитесь все в круг.
Задание №2. Игра «Отвечай – не зевай!» (проводится в кругу с мячом)
1. Назови соседей числа 5.
2. Какое число больше 6, но меньше 8.
3. Какое число спряталось между числами 9 и 7?
4. Какая соседка живет справа от числа 3?
Воспитатель хвалит детей, дети садятся на места.
Воспитатель:
- Стали мышка и лягушка жить…. (вдвоем)
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
- Терем-теремок, кто в тереме живет?
- Я - мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я – зайчик-побегайчик, пустите меня к себе жить.
Волшебный голос из теремка отвечает: «Когда выполнишь мои задания, тогда двери теремка откроются.
Воспитатель:
Вот и пришла пора помочь зайчику. Как вы думаете мы справимся? Тогда слушайте задание.
Задание №3. Работа в тетрадях.
Детям дается задание – раскрасить яблоки так, чтобы каждая строчка не повторялась (яблоки нарисованы на 5 сторочках, в каждой строчке по 3 яблока).
Воспитатель: «Молодцы! Помогли зайчику. Зашел зайчик в теремок и стали они жить (втроем)
- Бежит мимо лисичка-сестричка. «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-побегайчик, а ты кто?
- А я – лисичка-сестричка, пустите меня к себе жить!
Волшебный голос из теремка отвечает: «Дверь откроется только тому, кто выполнит мои задания. Поиграй, лиса, с детьми!»
Задание№4. Физкультминутка.
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке.
«Я – грибник, а вы – грибы,
Ну-ка, прячьтесь за дубы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Я иду грибы искать!»
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Воспитатель с куклой лисы – в центре круга. На слова: «Ну-ка, прячьтесь за дубы!» дети приседают, лиса ищет «грибы». Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: «Понравилась вам игра? Как вы думаете, пустит ли теремок лису? Конечно, пустит!
Зашла лисичка в теремок и стали они жить….(вчетвером).
Бежит мимо волчок-серый бочок: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-побегайчик, я – лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я – волчок-серый бочок, пустите меня к себе жить.
Волшебный голос из теремка говорит: «Я открою дверь только тому, кто выполнит мои задания. Отгадай-ка, волк, мои загадки!»
Задание №5. Решение логических задач.
1. На столе лежат 3 апельсина и 1 груша. Сколько овощей лежит на столе?
2. Наташа и Оля пошли в лес собирать грибы и ягоды. Оля грибы не собирала. Что собирала Наташа?
3. Кто громче мычит: петух или цыпленок?
4. На одном берегу – утята, на другом – цыплята. Посередине реки – островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Воспитатель: «Молодцы! Справились с заданиями».
Идет мимо медведь. «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-побегайчик, я – лисичка-сестричка, я – волчок-серый бочок, а ты кто?
- А я – медведь косолапый, пустите меня в теремок.
Волшебный голос из теремка говорит: «Я открою двери только тому, кто выполнит мои задания!»
Медведь: «Какие еще задания, я ничего делать не буду!» - и полез в теремок. Толкнул дверь – она закрыта; хотел в окошко пролезть – оно маловато. Полез медведь на теремок, да теремок не выдержал, развалился весь. Разбежались звери кто куда.
Воспитатель (обращается к медведю) : «Эх ты, мишенька-медведь, разве так поступают? Дети помогли бы тебе с заданиями справиться. А теперь посмотри: теремок развалил, зверей без дома оставил!»
Медведь: «Простите меня, я больше так не буду! А как же нам с теремком поступить?»
Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, что же нам делать? (ответы детей) Правильно, нужно новый теремок построить. Поможем? Справимся?»
Воспитатель предлагает схему дома, составленного из частей игры «Танграм», дети по образцу совместно «строят новый дом.
Воспитатель: «Молодцы! Вот какой большой дом мы для зверей построили! Всем места хватит! А ты, медведь, иди в лес, собирай друзей, зови их в новый дом жить. Да не забудь прощения попросить.
Итог занятия.
- Вот и закончилась наша математическая сказка. Вы все молодцы, помогли мышке найти спрятанные цифры, зайцу – раскрасить яблоки, лягушке – назвать соседей чисел, волку – решить веселые задачи, поиграли с лисой и построили новый теремок.