Ирина Гаврилова
Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Голубая планета — Земля!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Голубая планета — Земля!»
Ирина Гаврилова
Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Голубая планета – Земля!»
Цели:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста „Голубая планета — Земля!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить с глобусом и физическим картой Земли. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, Западное и Восточное полушария, экватор). Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. Формировать представление о внутреннем строении Земли. Развивать поисково- познавательные способности.
Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты.
Развивать воображение. Ассоциативное и творческое мышление.
Задачи:
Продолжать формировать бережное отношение детей в первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Предварительная работа:
Занятия по темам : «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Нам водичка – добрый друг».
Наблюдения в природе, опыты, занятия по изобразительной деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок.
Материал: Глобус; физическая карта полушарий; слайды- «Вид земли из космоса»; запись «Космическая музыка»; картинка с изображением внутреннего строения Земли, модель автомобиля, фигурка человечка,мяч,пластилин,зубочистки.
Ход занятия
Воспитатель : - Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами узнаем, что такое наша планета. Увидим, как она выглядит. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, её название!
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар
Что наш дом – большущий шар.
Дети: земля!
Воспитатель : - Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (воспитатель показывает макет земли). Как вы думаете, как выглядит Земля из космоса, когда на нее смотрят космонавты? (предположения детей.) Посмотрите на фотоснимок, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – это вода на нашей планете. Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов.
- Кому в природе нужна вода?
Дети: Человеку, деревьям, животным….
Воспитатель : - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и поэтому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки?
Дети: Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа.
Воспитатель : А что представляют светлые участки на снимке? Правильно, это горы, леса, пустыни. А самые светлые – облака.
Что это, как вы думаете?
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: - Глобус.
Воспитатель : - Правильно, молодцы! Глобус-это уменьшенная модель земли, как и этот игрушечный автомобиль - уменьшенная модель настоящего автомобиля (показывает). Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз.
Воспитатель повествует :
- Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Мы живем вот здесь. (показывает). Поставим сюда игрушечного человечка (пытается установить игрушечного человечка). Почему человечек постоянно падает? Ведь мы живем на такой же круглой планете и не падаем с нее (предположения детей). Давайте проведем опыт. Подбросим вверх мяч. Он упал вниз? Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает? Да, потому, что на предметы действует сила земного притяжения. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые на ней есть или ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с Земли, как этот человечек упал с глобуса.
Теперь разберемся, как устроен глобус. Его можно легко повернуть в одну и в другую сторону, покрутить вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля – это тоже крутящийся шар, поэтому у нее есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называют земная ось. Верхняяя точка- северный полюс, а нижняя- Южный полюс. Глобус, как и нашу планету, можно разделить на две части: верхняя часть (одна половинка шара)- Северное полушарие, нижняя- (другая половинка шара) –Южное полушарие. Давайте проверим, насколько вы внимательны. В каком полушарии находится Северный полюс, а в каком – Южный (ответы детей).
Линия, которая делит глобус на Северное и Южное полушария, называется экватором. Он как бы опоясывает Землю.
Представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на половинки, разгладили их утюгом и наклеили на бумагу. Получится вот такая картина (показывает физическую карту полушарий земли). Картой удобнее пользоваться, чем глобусом. Как вы думаете, почему? (предположения детей). Да, его можно свернуть, положить в сумку, взять с собой в путешествие. Она занимает меньше места.
На карте изображение Земли разделено на западное и восточное полушария. Еще проверим, кто у нас самый внимательный. Покажите на карте Северный и Южный полюса, экватор, земную ось, Северное, Южное, Западное, Восточное полушария. (дети поочередно работают у карты).
Воспитатель : Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. Физкультминутка: «Космонавт»
А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.
Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют
«купол ракеты».
На носки поднимись, – Стойка на носках.
А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.
Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.
Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.
В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,
Космонавт летит в ракете (пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки)
А внизу леса, поля – Низкий наклон вперед,
Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,
выпрямляются и «летят» на места.
Воспитатель : Вам интересно узнать, какая Земля внутри? Если можно было бы разрезать нашу планету пополам, как яблоко, то внутри она выглядела бы так (показывает картину) : в самом центре находится раскаленное ядро (в середине оно твердое, а сверху жидкое) ,далее следует толстый слой, который называется мантия, ее покрывает тонкая земная кора по которой мы ходим.
Ребята, хотите иметь свою маленькую планету Земля? Тогда давайте ее слепим. С чего начнем? (С ядра.) Только будьте осторожны, не обожгите руки, ведь этот слой очень горячий. Слепим его из желтого пластилина. Какой слой идет за ядром? Правильно, мантия. Давайте налепим на ядро слой красного пластилина. Не забудьте, что этот слой самый толстый. Какой слой следующий? (Земная кора.) Ее мы изобразим с помощью тонкого слоя синего пластилина, сверху налепим пятна пластилина коричневого, зеленого и желтого цвета. Что эти пятна будут изображать? (Землю, горы, леса, пустыни.)
А что нужно, чтобы земля вращалась? (Предложения детей) Надо сделать для нее ось - ведь мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси. Для этого проткните пластилиновый шарик тонкой палочкой и раскрутите его, удерживая палочку за длинный конец. (дети выполняют задание по показу.) Теперь вы можете представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Свои модели планеты Земля поставим на подставки из пластилина.
Итак, сегодня вы узнали много нового о планете, на котором мы живем.
Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете - Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте! А давайте мы дружно споем песенку о нашей планете. Песня " С нами друг"