Дубовик Галина Геннадьевна
Конспект занятия «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Первоцветы» в младшей группе.
Цель: Расширить преставления детей о появлении первоцветов.
Задачи:
- формировать у детей умение различать первые весенние цветы, выделять их характерные признаки;
- расширять представления об условиях произрастания первоцветов, их значении в природе;
- развивать познавательную активность, внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект занятия „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- развивать речь, активизировать словарь: первоцветы, подснежники, пролески, морозник, цикламен, ранние, нежные, красивые, хрупкие, необыкновенные, весенние, смелые и т. д. ;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного;
- воспитывать бережное отношение к первоцветам, занесенным в Красную книгу РА.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание музыкального произведения, чтение сказок о первоцветах, наблюдение за первоцветами на прогулках.
Методы и приемы: игровой, наглядный, дидактическая игра “Сложи цветок”.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок», рассказ легенды о “храбром” цветке весны, слушанье музыкального произведения «Подснежник» П. Чайковского.
Структура НОД:
I. Вводная часть: приход гостя - Лунтика, отгадывание загадки.
II. Основная часть: прослушивание сказки о Храбром подснежнике, прослушивание П. Чайковского “Подснежник”, физкультурная минутка “Подснежники”, Дидактическая игра “Назови, какие бывают подснежники”, ознакомление с красно книжными видами Адыгеи, дидактическая игра “Сложи цветок”
III. Заключительная часть: подведение итогов занятия.
Ход занятия
Появляется Лунтик. (Воспитатель берёт игрушку и говорит от его имени).
Здоровается с ребятами. Просит о помощи.
Л. Мила загадала мне загадку, а я никак не отгадаю ее.
В. Что же это за загадка?
Л. Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает? Кто это?
Л. Может это Баба Каппа?
В. Ребята, а вы не знаете кто это? ( Ответы детей: подснежник)
Л. Никакого подснежника я не встречал.
В. Лунтик, ты был невнимательным. Через несколько недель наступит весна, но у нас в РА мягкий климат, сравнительно теплая зима и уже в феврале появляются первые подснежники.
Л. А где, и когда они появляются?
В. Ребята, где появляются первые цветы? (В лесу, как только появятся первые проталины).
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной?
Л. Что же это такое «Первоцветы»? (Ответы детей)
В. Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
(На экране появляются подснежники, звучит П. Чайковский “Подснежник”)
В. Давайте подробнее рассмотрим первые цветы – подснежники. Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей)
Ещё снег не успел растаять, а подснежник уже пробивается к солнышку. Деревья ещё голые, нет в лесу тени и всё солнышко достаётся им. Эти цветы так любят весну, что бывает достаточно её первого тёплого дыхания, чтобы лепестки раскрылись, засияли счастьем и подарили нам радость.
Ребята, послушайте легенду о “храбром” цвете весны.
(На экране слайды, отражающие содержание легенды)
Это было очень давно, так давно, что никто уже и не помнит, было ли это на самом деле. Жила-была злая колдунья старуха-Зима, да такая злая и лютая, что невозможно представить. Властвовала она над природой своими спутниками Стужей и Ветром, - как только захотела: заковала в тяжелые ледяные оковы реки, накрыла огромными снеговыми шапками деревья, замела все пути-дороги, напустила страх в сердца людей, запугала зверей и птиц.
И вот пришла пора в свои права Весне-красавице вступать. Вышла она в назначенный срок и идет по заснеженному лесу. Высокая, щеки пламенеют нежным румянцем, русая коса льется-стелется через плечо, глаза голубые и бездонные, как весеннее небо. А где ступала легкая ножка красавицы, сразу таял снег и поднимали беленькие головки подснежники.
Не понравилось все это злой колдунье Зиме, и решила она не пускать на Землю Весну. Не желая отдавать свое царство никому, задумала в злобе лютой погубить красавицу-Весну долгожданную. Засвистели метели вьюжные, затрещал мороз небывалый. Затаились от страха в лесной чащобе звери и птицы. Мгла опустилась на землю. Стала замерзать Весна, чахнуть прямо на глазах: щеки побелели, с трудом дышит, ресницы инеем припорошены. Все живое испугалось угроз Зимы. И только маленький подснежник, ослепленный красотой долгожданной Весны, забыл о страхе и выпрямил свой стебелек, поднатужился и пробился сквозь толстое снежное покрывало. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом и открыло дорогу Весне.
С тех пор неразлучны красавица-Весна и храбрый подснежник. Еще кругом лежат сугробы, а этот смелый малыш уже распускается на первых проталинах. Поэтому и прозвали его вестником Весны, первой улыбкой Весны.
Дети, а давайте подберём слова-определения этому цветку. Подснежники бывают какие?
Воспитатель бросает мяч детям, дети называют прилагательные, характеризующие подснежник и бросают мяч назад воспитателю (нежные, красивые, ранние, хрупкие, весенние, смелые, необыкновенные, белые и т. д.)
Раз, два, три - теперь цветочки вы.
Физкультминутка (Дети становятся в кругу).
Видим мы подснежники,
Маленькие нежные.
Из-под снега вырастают (приседают)
И головками кивают (киваем головами)
Дунул ветер на цветочки (дуем)
Задрожали лепесточки (трясем кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите (качаем головами)
Выше голову тяните (поднимаем голову и тянемся на носочках вверх)
Раз, два, три, снова детки вы.
Вам понравилось быть подснежниками? (Ответы детей).
Но в феврале и даже марте случаются заморозки, ведь погода непредсказуема. А подснежнику всё нипочём! Холода он не боится, потому что в соке, его наполняющем, содержится много сахара, а такие растворы во время небольших заморозков не замерзают.
Ребята, к сожалению, сейчас наш подснежник занесен в Красную книгу РА, это такая книга, куда заносят редкие и исчезающие виды растений. Кроме подснежника туда занесены еще множество первоцветов например –зимовник.
(на экране Красная книга и зимовник кавказский)
Зимовник-очень “умный” цветок, если приглядеться к его лепесткам, то можно увидеть “посадочную полосу” для насекомых, указывающую путь к нектару. Она представляет собой яркие точки на зеленовато-белом фоне, сосредоточенные по направлению к пыльце растения. Вот, такой предусмотрительный цветок.
Широко распространены повсеместно так же пролески и цикламены, посмотрите, ребята.
(на экране – пролеска двулистная и цикламен кавказский)
Они тоже внесены в Красную книгу и могут исчезнуть с лица Земли, поэтому мы их должны беречь.
А сейчас мы с вами, чтоб хорошо запомнить все наши весенние первоцветы, поиграем в игру.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
(Дети садятся за столы, воспитатель предлагает разрезные картинки с изображением первоцветов. Детям необходимо собрать единую картинку из частей).
Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем помочь сохранить первоцветы?
Беседа с детьми, обсуждение ответов.
Каждый из нас может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам.
1. Осторожно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы.
2. Расскажи своим друзьям и близким об охране первоцветов.
3. Если понравился цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Ты сможешь долго любоваться его красотой.
- Ребята, берегите первоцветы - это первые шаги Весны, ее первая улыбка!
Совместное творчество детей и родителей на тему “Первоцветы”.