Галина Тарханова
Конспект ООД интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Первоцветы»
Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.
Познавательное развитие:
- Обобщать и систематизировать знания детей.
- Дать элементарные представления о весне, названии весенних месяцев и о первых весенних цветах.
Публикация «Конспект ООД интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Темочки
-Познакомить с первоцветами : подснежник, мать- и- мачеха, одуванчик, ландыш, медуница, ветреница, сон-трава.
-Закрепить знания детей о живой и неживой природе.
-Закреплять знания о строении цветов.
- Формировать элементарные математические навыки счёта первого десятка :
отвечать на вопросы сколько? Который по счёту? На каком месте?
Речевое развитие:
-Развивать связную речь, внимание, память.
-Обучать детей делать выводы из имеющихся знаний.
-Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
-Совершенствовать диалогическую речь.
-Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Художественно-эстетическое развитие:
-Развивать творчество, моторику рук.
- Вырабатывать навыки рисования красками, обогащать сенсорный опыт.
Социально- коммуникативное развитие:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помочь друг другу, умение слушать воспитателя и товарища, не перебивая.
Физическое развитие:
-Формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.
Обогащение словаря: медуница, ветреница, сон-трава.
Активизация словаря: первоцветы, монотипия.
Материалы и оборудование : картинки с изображением первоцветов, весенняя картина, презентация «Первоцветы», средства ТСО, Д/И «Собери целое из частей», аудиозапись произведений: Ю. Пастернак «Чудесная песенка», П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», костюм белочки, кочки, корзинка с угощением, альбомные листы, краски, кисти, ватные палочки.
Предварительная работа:
Беседы о весне, что такое первоцветы, заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации.
Планируемые результаты:
Проявлять любознательность,уметь поддерживать беседу,высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в физминутке, иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Ход деятельности:
Вводная часть:
Дети заходят в музыкальный зал, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем наших гостей.
Приветствие гостей
Дети становятся в круг и проговаривают приветствие (речёвку) :
Здравствуй, небо голубое (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо или влево)
Здравствуй, милый мой сосед (машем друг другу)
А далекому – привет! (машем гостям)
Дружбой крепкой мы сильны,
Всем мы помогаем (держимся за руки)
Если кто попал в беду- мы его спасаем! (кладем руки на плечи)
Воспитатель загадывает загадку:
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят над крышами капели
Медведь со снежной встал пастели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна)
-После какого времени года наступает весна? (весна наступает после зимы)
-С какого месяца начинается весна? (весна начинается с марта месяца)
-Сколько месяцев длится весна? (три месяца- март, апрель, май)
-Что происходит весной в природе? (весной тает снег, ярче светит солнце, прилетают птицы из тёплых краёв, день становится длиннее, снег становится тёмный и рыхлый, просыпаются от зимней спячки медведи, весной появляются сосульки, весной бывает капель, весной появляются проталины, появляются первые цветы.
Основная часть:
В музыкальный зал входит белочка и плачет. (ребёнок)
Воспитатель: Белочка, что случилось с тобой? Почему ты плачешь?
Белочка: Звери попросили меня нарвать первоцветов, а что это за цветы я не знаю!
Воспитатель: Дети, давайте поможем белочке разобраться, что же это за цветы- первоцветы? Поможем?
-Сейчас я предлагаю нам отправиться на прогулку в весенний лес.
В лесу происходят разные чудеса. А чтобы попасть в весенний лес, нужно произнести волшебные слова:
2 раза хлопни, 3 раза топни,
вокруг себя обернись и в весеннем лесу очутись! (Сопровождается музыкой.) (Дети произносят слова и выполняют по тексту движения).
-Вот и очутились мы с вами в весеннем лесу. Давайте поздороваемся:
Здравствуй, лес, весенний лес
Полный сказок и чудес.
Всё открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
-Ой, смотрите, а что это? Болото?
-Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то упадёте в болото, осторожно!
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги)
Игровое упражнение «Сосчитай кочки?»
Цель: повторить счёт первого десятка.
(Дети произносят слова и выполняют по тексту движения).
- Дети, а что растет в лесу? (деревья, цветы)
Дыхательное упражнение (5-6 раз).
-Верно, ребята. Какой здесь свежий, чистый воздух, дышите глубже.
(В группе пахнет весной, ароматизированными маслами.)
-Всех детей родители называют цветы жизни.
-Как вы думаете, цветы относятся к живой или неживой природе?
-Почему к живой природе? (потому что цветы растут, питаются, спят, просыпаются, раскрываются).
-Ребята, снег еще полностью не растаял а тут уже цветы появились. Эти цветы такие красивые,душистые. Как называются цветы, которые появляются из-под снега первыми? (подснежники, первоцветы)
-А подснежник- это какой цветок? (первоцвет)
-Дети, а вы какие ранние цветы знаете? (первоцветы) (ответы детей)
-Молодцы,ребята! Сейчас мы с детьми расскажем вам немного о них. (Показывая иллюстрации, дети рассказывают о первоцветах.)
1. (выходит ребенок с подснежником и читает про подснежник)
Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке.
2. (выходят дети с мать-и-мачихой и читают стихи)
1) Огонечки желтые из сухой травы.
Это мать – и мачехи первые цветы.
Солнышко пригрело и растаял снег,
Желтые цветочки – солнышка привет.
2) Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Растёт мать-и-мачеха на открытых солнечных местах.
3. А сейчас для вас загадка:
«Белые горошки на зелёной ножке». Правильно, это ландыш.
Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый и приятный.
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное – Ландыш,
- он красив на вид.
Но, представьте,- ядовит!
4. (выходит ребенок и читает про медуницу)
Вдоль тропок это волшебство на стебельке одном мигает
И синий, розовый фонарик и пахнет сладко… пахнет медом,
И запах льется к небосводу,
К ним шмель, пчела уже стремится…
Так пахнет медом медуница.
5. Дети, полюбуйтесь еще одним первоцветом. Это сон-трава. А почему она так называется, вы сейчас узнаете (выходит ребенок и читает про сон-траву)
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной
На суку сидит сова,
Там растет усни- трава.
Говорят усни- трава знает сонные слова:
Как шепнет свои слова – сразу никнет голова.
6. Родился этот цветок в майский день и лес его хранит.
Мне кажется: его задень, он тихо вдруг взлетит. (ветреница)
Есть ещё один весенний цветок – ветреница. Это очень нежный цветок, он появляется ранней веной, когда ещё не сошёл снег. Он белый, как снег. Зацветёт ветреница и кажется, что снова наступила зима и украсила всё большими белыми снежинками. Ветреница нежная. Стебелёк тонкий, её шатает от каждого ветерка, отсюда и название- ветреница.
7. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Одуванчик появляется ранней весной и заканчивает цвести позднее осенью. В России произрастает около 200-т видов одуванчика, в особенности популярен лекарственный одуванчик. Одуванчик растет рядом с жильем, около дорог, по опушкам, на берегах рек и т. д.
Белочка: Спасибо, вам ребята, благодаря вам теперь я знаю, что это за цветы-первоцветы.
-А теперь вокруг себя повернитесь и в первоцветы превратитесь!
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты (потягивание руки вверх)
Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки
Опускаются лепесточки, (наклоны)
А потом встают и по- прежнему цветут.
-А теперь вокруг себя повернитесь и в детей превратитесь!
-Дети, подойдите к столу и соберите цветочек на наш весенний лужочек.
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
Цель: учить собирать целое изображение из нескольких частей, развивать образное мышление, внимание, зрительное восприятие. Игра ориентирует на установление логической связи, цветового единства.
Игровое упражнение «Скажи, сколько» (картинки с изображением цветов расположены на столах) (Сколько всего цветов? Который по счёту одуванчик? На каком месте ландыш) и т. д.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
-Дети, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу:
1. Бережно относиться к растениям.
2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.
3. В лесу соблюдайте тишину.
4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.
5. Берегите ягоды и грибы.
6. Не разжигайте костер.
7. Не оставляйте мусор.
8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.
9. Не трогайте лесных зверей.
10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.
-Как их соблюдение может спасти первоцветы от исчезновения?
(Они такие хрупкие и нежные, с тонким ароматом и фарфоровыми лепестками – весенние первоцветы, которые могут исчезнуть, если люди не прекратят уничтожать их. На территории России еще произрастают подснежники, пролески, майские ландыши и другие редкие растения. Но конец апреля - начало мая, то есть праздничные дни, становятся настоящим бедствием для этих весенних цветов. Горожане выезжают на природу и начинают вытаптывать, рвать растения в больших количествах. Нежные букетики быстро вянут и теряют свою прелесть, но это не останавливает людей- нарушителей).
Воспитатель:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите все цветы внутри природы
И растите их внутри себя!
Вот весенние цветы
Или первоцветы.
Их запомнить должен ты
Как весны примету.
-Ребята, вам понравилось в лесу? (ответы детей)
-Давайте, вернёмся обратно в детский сад и нарисуем с вами первоцветы, подарим эти рисунки белочке на память о нашем путешествии.
А чтобы вернуться в детский сад, нужно произнести волшебные слова:
2 раза хлопни, 3 раза топни,
вокруг себя обернись и в детском саду очутись! (Сопровождается музыкой.)
(Дети произносят слова и выполняют по тексту движения).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-Вот и вернулись мы с лесной прогулки,а теперь садимся поудобнее (стул пододвинули к столу, спина ровная, ноги под столом вместе).
– Я предлагаю вам на время стать художниками и нарисовать первоцветы.
Но прежде всего нам с вами надо сделать фон, мы нарисуем его новым способом, который называется монотипия. (выставляется образец)
План работы:
1. Наносим на клеенку немного воды, добавляем акварель – сверху клеенки голубого цвета, а снизу – зеленого цвета.
2. Кладем на клеенку лист белого цвета А4.
3. Проводим руками по листу, и поднимаем.
4. Если фон получился бледный, то на клеенку наносим еще акварели и кладем лист. И так повторяем несколько раз, пока не получится фон ярче.
-А пока высыхает наш фон. Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Весна» :
Солнышко, солнышко (Сжать – разжать пальцы)
Золотое донышко! (Двигать кистями вправо – влево)
Гори, гори ясно, (Стучать кулачками друг по другу)
Чтобы не погасло. (Хлопать в ладоши)
Побежал в саду ручей. (Волнообразные движения кистями)
Прилетело сто грачей. (Соединить кисти в запястьях, поднимать и опускать кисти)
И сугробы тают, тают. (Прерывистые движения кистями сверху вниз)
Цветочки вырастают. (Поднять кисти вертикально, с силой разжать пальцы)
-Давайте сейчас вспомним строение цветка, что есть у них общего : (цветок, стебель, листья, корень)
-И рисуем первоцвет, который вам понравился. (Дети рисуют первоцветы под музыку).
Молодцы, ребята! Очень красивые первоцветы у вас получились. А какой цветок ты нарисовал (нарисовала) (Каждый ребёнок отвечает и показывает свой рисунок).
Заключительная часть-рефлексия
Воспитатель обращается к детям
Дети, что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Понравилось вам путешествие в весенний лес? Как называются цветы, с которыми вы сегодня познакомились? Что общего есть у этих цветов (цветок, стебель, листья, корень?
Сюрпризный момент:
(стучится в дверь ребёнок в костюме белочки, с корзинкой угощения).
Белочка: Спасибо вам ребята, благодаря вам я знаю, что такое первоцветы и в благодарность принесла из леса вам гостинцы! (грибочки)