Елена Суродейкина
Занятие по речевому развитию «Путешествие в страну звуков. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему : «Путешествие в страну звуков. Звук Ш»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.
- Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа (определять место звука в слове и соотносить слово со схемой; развивать логическое мышление.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Путешествие в страну звуков, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: картинка Маши и Миши, карта-схема, карточки с чистоговорками, картинки со звуком Ш, картинки для игры «Угощение», поезд для определения позиции звука в слове, индивидуальные зеркала, шишки, прищепки, карандаши, индивидуальные задания на звук Ш, фломастер.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Здравствуйте ребята. Сегодня утром я встретила почтальона, и он вручил мне письмо для вас. Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята. Пишут вам Миша и Маша. Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие - в страну Звуков. Хотим познакомить вас с нашим другом-звуком [Ш]. Идти придется через волшебный лес, где вас ждут разные испытания. А чтобы вам легче было передвигаться по лесу, мы высылаем вам карту-маршрут. Желаем удачи!»
- Итак отправляемся. Пройденный путь мы с вами будем отмечать фломастером.
2. Поляна весёлых язычков.
Выполним с вами артикуляционную гимнастику.
«Лягушка-слоник»
Раз-лягушка с толстым брюшком,
Два-большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Описание упражнения: на "раз"-улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет "два"-сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения "лягушка-слоник" под счет "раз-два". Повторить 5-6 раз.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внешней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Окошко»
Мы окошко открываем,
Воздух в домик запускаем.
Летом широко откроем,
А зимой плотней закроем.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Чашечка»
Чашечку в шкафу возьмем,
Чаю сладкого нальем.
Вкусный чай мы будем пить,
Чашку не забудь помыть.
Описание: высовываем широкий язык. Из этого положения поднимаем язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.
«Блинчик»
С медом блинчики люблю,
Их сметанкою залью.
Положу себе их в ротик,
Будет счастлив мой животик.
Описание: язык лежит неподвижно на нижней губе.
3. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.
Прежде чем мы отправимся дальше, давайте вспомним характеристику звук Ш, гласный или согласный? (согласный). А где находится язычок, когда мы произносим звук ш, вверху или внизу? (Вверху)
-Какую форму он принимает? (Форму «чашечки»)
-Какую форму принимают губы? Они растянуты в улыбке или округлены? (округлены)
-Когда мы произносим звук Ш, какой идет ветерок теплый или холодный? (теплый)
-Звук Ш- звонкий или глухой? (глухой) Твердый или мягкий? (твердый)
На письме звук обозначается буквой Ш.
-Молодцы!
4. Поляна с ватой (развитие длительного направленного плавного выдоха).
У вас в коробочках лежат кусочки ваты. Положите вату на ладонь, поднести ко рту и сдуйте её. Помним о том, что щеки мы не надуваем. Повторить положение языка при произнесении звука Ш. (дети произносят звук Ш).
5. Поляна хлопающих ладошек (дидактическая игра на развитие слухового внимания).
- Я называю слова, а вы, услышав звук Ш, хлопните в ладоши.
Шуба, кошка, кот, ворона, карандаш, цветы, мышь, камыш, заяц, малыш, стол, бабушка.
6. Улица чистоговорок (развитие слуховой памяти).
Ша-ша-ша- наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - шубка очень хороша.
Шо-шо-шо - дети пели хорошо.
Шу-шу-шу - я тебе машу
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
Ши-ши-ши - наши груши хороши.
Аш-аш-аш -у Маши карандаш.
Аш-аш-аш - облетает садик наш.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Уш-уш-уш - в саду много груш.
Ош-ош-ош - снеговик хорош.
Ашка-ашка-ашка- летит букашка.
Ушка-ушка-ушка- вот моя подушка.
Ушки-ушки-ушки на макушки.
Ышка-ышка-серенькая мышка.
Ышка-ышка-еловая шишка.
7. Поляна угощений.
Ребята, что это такое на полянке? Это же скатерть- самобранка. Давайте подкрепимся немного и дальше отправимся в путь. Скатерть угостит нас, если мы правильно назовем, блюда.
Каша из пшена- какая каша? (пшенная)
Компот из вишни- какой компот? (вишневый)
Пирог с грушей- какой пирог? (грушевый)
Суп из овощей –какой суп? (овощной)
Конфеты из шоколада- какие конфеты? (шоколадные)
8. Остановка «Весёлый поезд»
Движемся дальше. Смотрите ребята, из поезда рассыпались картинки. Нам нужно разложить их по вагончикам. В первый вагончик- картинки, где звук Ш стоит в начале слова. Во-второй вагончик- картинки, где звук Ш стоит в середине слова. В третий вагончик- звук Ш стоит в конце слова. (Шуба, груша, вишня, мышка, мишка, шар, погремушка, туш, карандаш, ландыш, шишка, шапка, чебурашка, гармошка, камыш, машина, неваляшка, лошадь, солнышко, шахматы)
9. Поляна ёжиков (пальчиковая гимнастика).
Ежик спрятался в ладошки,
Обниму его немножко.
В руках быстро покручу
И на ушко прошепчу.
Спи тихонько засыпай,
К моей ручке привыкай.
Я теплом своим согрею,
И обидеть не посмею.
На твои колючки,
Я одену штучки.
Синие, зеленые, оранжевые, желтые.
На павлина стал похож,
Это ж птица, а не ёж.
10. Поляна веселого карандаша (развитие графо-моторных навыков).
Вот и наша последняя остановка на сегодня: «Поляна веселого карандаша». У вас на листочках изображены шарики. Вам нужно дописать букву Ш и разукрасить их.
Итог занятия.
Наше путешествие по стране звуков закончилось. С каким звуком мы сегодня знакомились? Что нового узнали? Молодцы ребята!